Стрессоустойчивость – союзник или враг

тресс, стрессоустойчивость, многозадачность, Беляева Инга

Глобализация и развитие технологий привнесли в мир скорость и расширение возможностей, но одновременно с этим усилили давление на людей увеличившимся объемом информации, необходимостью быстрее и чаще принимать решения. Результаты исследования ученых под руководством Мартина Гильберта из Университета Южной Калифорнии показали, что объем информации, с которой мы ежедневно сталкиваемся, в пять раз больше того, который люди получали 30 лет назад. Такая когнитивная нагрузка создает режим постоянной многозадачности и способствует тому, что все второстепенное – внимание, проявляющееся в мелочах, паузы, позволяющие снять напряжение, – нивелируется, а уровень напряжения растет, распространяясь на все сферы жизни (здоровье, отношения и др.).

Стресс возникает не только из-за неприятностей, но и от неожиданного радостного сообщения. Стресс – это встряска, внешний характер которой определяется социальным значением и личной интерпретацией. Сообщение о беременности вызовет эмоциональную реакцию независимо от того, является ли новый этап жизни желанным или расстраивающим все планы.

Стресс, стрессоустойчивость, многозадачность

Стрессоустойчивость определяется тем, как человек справляется с последствиями стресса. При осознанном отношении к стрессовой ситуации она может развиваться как навык, помогая справляться с новыми жизненными испытаниями. Здесь срабатывает механизм антиципаторной социализации, когда прошлые взаимодействия с аналогичным по смыслу источником стресса минимизируют отрицательные эмоции при последующем столкновении с ним. Однако для того, чтобы это произошло, крайне важно после пережитого эмоционального всплеска или критического жизненного события проанализировать его, честно признаться себе в чувствах, связанных с ним, понять, какой был получен урок и как стоит поступить, если ситуация повторится снова. Такое отношение способствует не только повышению резистентности к новым жизненным вызовам, но и помогает развитию личностной зрелости, повышает способность управлять событиями в разных сферах жизни за счет расширения набора поведенческих паттернов.

Интересны результаты исследования подверженности менеджеров сильному стрессу, которое проводилось на протяжении 17 лет. Основной метод данного исследования – анализ критических жизненных ситуаций. Было выявлено, что по степени негативного воздействия неуспешные менеджеры более подвержены воздействию критических жизненных ситуаций, нежели успешные. Превалировали не только последствия стрессового воздействия, но и само количество стрессовых ситуаций. Следующее исследование показало, что физиологические показатели у неуспешных менеджеров также обнаруживают значительно большее число симптомов стресса, к которым относятся сердечные заболевания, нарушения сердечного ритма, кровяного давления и другие.

Таким образом, изменение установок по отношению к негативным жизненным событиям помогает создать потенциал для укрепления внутренней силы личности. Каким бы ни был каждый новый повод для стресса, его проживание в любом случае направлено на усиление стрессоустойчивости и расширение личных возможностей.

Автор: Инга Беляева, руководитель отдела организационной психологии ГК АКИГ

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Глухова
Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, в компаниях с безупречной репутацией и здоровой корпоративной культурой отмечается текучесть кадров ниже средней. Опрос среди сотрудников американских компаний показал, что токсичная корпоративная культура является одной из главных причин увольнений. Данный фактор опережает даже низкий уровень зарплаты. Люди готовы работать за меньшие деньги, но в более приятной обстановке. На российском рынке труда львиная доля (41%) увольнений происходит из-за постоянного стресса и выгорания на работе.

Чтобы сократить печальную статистику, необходимо объективно оценить обстановку в компании и начать действовать. Какие основные этапы придется пройти компании на пути трансформации корпоративной культуры? С какими трудностями придется столкнуться? Как донести новые ценности до сотрудников? Об этом расскажет директор по маркетингу и коммуникациям «Ингосстраха» Юлия Глухова, которая лидирует изменение корпоративной культуры в компании.