"Моя свежая пресса – личная переписка персонала"

Теперь перед глазами руководителя - не разворот свежей газеты, а переписка сотрудников. Что может быть увлекательнее – наблюдать, кого ты уволишь следующим, если в сугубо рабочее взаимодействие вдруг вкрадется личный элемент. Что – действительно начальники тотально контролируют внутренний обмен сообщениями? Портал HR-tv.ru решил разобраться, что по этому поводу говорит российское законодательство и стоит ли нам ожидать лавины увольнений.

переписка

Есть два дела Европейского суда по правам человека. По одному в 2007 году секретарше, возмутившейся тем, что ее телефон, электронная почта и Интернет контролировались компанией, постановили выплатить 3000 евро. По другому - уволенному в том же 2007 году румынскому инженеру, который вел личную переписку в рабочее время, подтвердили в середине января 2016-го, что уволен он был законно.

Если не вдаваться в детали самих дел, то – что изменилось за этот неполный десяток лет? А за это время мы увидели захватывающий сериал с Эдвардом Сноуденом, публично подтвердившим данные о тотальной слежке за коммуникациями граждан и – после некоторого времени превратившим это осознание в обыденность (!). Кроме того, технический прогресс предоставил и продолжает предоставлять все новые возможности невидимого контроля – и теперь не только всемогущее ЦРУ способно почитывать мессенджеры, но и любой работодатель.

Портал HR-tv.ru обсудил эту тему с десятью из них. Примечательно, что большинство наших собеседников склонилось к необходимости контроля деятельности сотрудников (аргументы читайте в специальном выпуске проекта "Бизнес-пираньи ") - и только несколько компаний высказались против, напомнив о доверии, необходимости мотивации и создания таких условий работы, при которых "никакой контроль и не понадобится".

Но что говорит российское законодательство? Позволяет ли оно отслеживать личную переписку сотрудников? Комментирует ведущий эксперт по информационной безопасности компании InfoWatch Мария Воронова:

"Частью 2 ст. 23 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Однако необходимо понимать, что нарушением права на тайну связи признаётся ознакомление постороннего лица с сообщением или его разглашение. Если разглашения или ознакомления постороннего человека с сообщением нет (например, сообщение было автоматически проанализировано программным решением, таким как DLP-система), то закон не нарушен. Кроме того, посторонний человек может легально ознакомиться с содержанием переписки, имея на руках разрешение суда или самого отправителя".

Что ж. Если программное обеспечение позволяет директорам и контролировать внутреннюю переписку и не нарушать при этом закон, почему уведомление сотрудника о существовании контроля – не такой уж частый гость Правил внутреннего распорядка? А между тем именно он поможет работодателю защититься в суде в случае претензий персонала, продолжает Мария Воронова:

"Сейчас на высоком уровне создан очень здравый прецедент: "Личное – на личном, корпоративное – на корпоративном". Российским компаниям уже давно рекомендовано прописывать в своих внутренних политиках и регламентах вопросы допустимого использования корпоративных ресурсов. При этом за основу должно быть взято следующее правило: "вся информация, обрабатываемая на компьютерах компании, с помощью корпоративной электронной почты, других ресурсов, принадлежащих компании, является ее собственностью". Сотрудники должны быть уведомлены об этом, желательно поставив свою подпись.
Таким образом априори устанавливается, что никакой личной информации на рабочих компьютерах быть не может, и сотрудник об этом знает. Подобные действия не являются полным гарантом отражения претензий сотрудников, связанных с нарушением тайны их личной жизни, но значительно снижают риски удовлетворения подобных претензий".

Готовы ли российские работодатели увольнять сотрудников, уличив их в использовании рабочего времени не по назначению? У них в руках для этого есть все инструменты – подтверждает PR-менеджер Falcongaze Лина Данильчик:

"Контроль за целевым использованием почты и мессенджеров - механизм реализации исключительного права на интеллектуальную собственность/нематериальные активы/коммерческую тайну. Для того чтобы получить законное право уволить сотрудника, работодателю достаточно документально закрепить правила пользования Интернетом (в отдельном положении или в приложении к трудовому договору). В этом случае появляется возможность уволить сотрудника за невыполнение своих должностных обязанностей. При этом нарушение должно быть неоднократным, а также зафиксировано актом с подписью провинившегося сотрудника. В этом случае работника можно уволить по пункту пятому части первой статьи 81 Трудового Кодекса РФ".

Если не все работодатели выступают за контроль личной переписки сотрудников, то они едины в одном – если персонал идет на злоупотребления, руководство должно об этом знать. А так как отследить это становится все проще и проще с помощью стремительного усовершенствования автоматизированных систем, видится, что, по меньшей мере, к выборочному контролю будут прибегать даже самые лояльные компании.

Бизнес-пираньи:

Работодатели рассказали, КАК контролируют корреспонденцию персонала>>

При использовании гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы