Без приказов, штрафов и… HR-а. Опыт управления "ВкусВилл"

Как такое возможно – существование организации без HR-специалиста? Кто же набирает сотрудников, оформляет, обучает, выявляет показатели? О том, кто справляется с обязанностями эйчара лучше него самого, почему лучше жить без плана работы на неделю, месяц, год, и в чем минус закрепленных бизнес-процессов, порталу HR-tv.ru рассказал Евгений Щепин, управляющий по внешним коммуникациям "Избёнка" и "ВкусВилл".

стол, макбук, ноут, стул, цветок, рабочее место, работа, управление организацией, проблемы управления, ВкусВилл, Избёнка, бирюзовые организации, Фредерик Лалу, бюрократия, правила, бизнес-процессы, как управлять, полномочия, контроль, единовластие, менеджмент, руководство, Управление, управление персоналом, как управлять персоналом, цитаты об управлении, проблема российских управленцев, ошибки управленцев, ошибки руководителей, как упростить управление организацией, руководитель компании, делегирование на работе, делегирование в управлении, система управления без управленцев,

Особенность нашей компании в том, что мы умудряемся расти бешеными темпами (в два раза в год), при этом делаем это эволюционно. До сих пор в нашей компании не издан ни один приказ, не оштрафован ни один сотрудник. Если говорить категориями Фредерика Лалу, который сегодня безумно популярен среди бизнес-сообщества, то это принципы бирюзовой организации.

Основной принцип бирюзовой компании – самоуправление. А с этим проблем у нас не было никогда. Сама по себе модель самоуправления предполагает, что нет никаких директив сверху. Есть проблема – есть сотрудник – есть решение. И этот подход существования компании отвергает HR-прослойку.

Читайте также: Холакратия, или управление без управленцев: когда это работает

В нашей компании за подбор сотрудника отвечает тот человек, который его привел. На наш взгляд, не может HR-директор или менеджер по HR одновременно вести подбор продавцов, комплектовщиков на склад, операторов на горячую линию и технологов по рыбе, мясу, хлебу и так далее. Логично, что сотрудник, отвечающий за горячую линию, лучше знает, какой человек нужен в его команде. И на складе без HR разберутся, кого брать, а кого не брать.

В нашей компании есть кадровая служба, которая занимается документооборотом (прием, увольнение, больничные, отпуска) и два человека проводят анкетирование потенциальных продавцов-консультантов из-за большого ежедневного потока последних. Но проводит собеседование и принимает решение непосредственно тот, кто заинтересован в сотруднике. В случае с продавцами – это управляющий розницей.  

По нашему опыту, такая модель подбора сотрудников позволяет, с одной стороны, смелее принимать решение, с другой – не перекладывать ответственность на HR-службу. Ты сам в ответе за того, кого приручил.

В книге Джима Коллинза "Как гибнут великие" много внимания уделяется понятию "правильные сотрудники". Если вкратце, это те люди, которые разделяют ключевые ценности компании, которыми не нужно жестко управлять и контролировать их каждый шаг. Они относятся к работе не как к набору должностных обязанностей (их надо выполнить, а иначе меня уволят), а как к собственной зоне ответственности, которую сам "владелец" этой зоны и контролирует. Правильному сотруднику никогда не придется составлять план работы на день, неделю, месяц. Он сам все видит, понимает и чувствует.  

небоскреб, небо, здание, окна, управление организацией, проблемы управления, ВкусВилл, Избёнка, бирюзовые организации, Фредерик Лалу, бюрократия, правила, бизнес-процессы, как управлять, полномочия, контроль, единовластие, менеджмент, руководство, Управление, управление персоналом, как управлять персоналом, цитаты об управлении, проблема российских управленцев, ошибки управленцев, ошибки руководителей, как упростить управление организацией, руководитель компании, делегирование на работе, делегирование в управлении, система управления без управленцев,

Правильность или неправильность сотрудника напрямую зависит от корпоративной культуры компании. Если в вашей компании отношения между руководителем и подчиненным выстроены по принципу: "Я начальник, ты - дурак", то для вас правильный подчиненный – это человек, который безропотно будет выполнять все требования руководителя и не станет задавать много лишних вопросов.

Читайте также: Не в меру авторитарны. 5 цитат об управленцах и управлении

Уже практическим путем мы выявили, что "профессионалу" с толстым резюме требуется не менее толстый свод бизнес-процессов. Без них он не в состоянии сориентироваться, поэтому каждое действие для него должно быть запротоколировано и прописано. Огромный минус бизнес-процессов в том, что они бюрократизируют компанию, на корню убивают в ней душу.

Это что-то вроде ПДД: эффективно до тех пор, пока все участники движения строго придерживаются прописанных правил. Любая нештатная ситуация вызывает у водителя-теоретика панику. Вместо того чтобы сориентироваться на месте и нажать на тормоз, пропуская безумца, который летит на красный, он начнет давить на газ, а после ДТП доказывать, что в его своде правил есть единственно правильный вариант проезда перекрестка. Формально – он будет прав. Только если выживет.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

 

 

 

 

 

Добавлено 28 октября 2016



Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Партнёры

© 2012—2017 Информационно-аналитический портал HR-tv.ru. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника. На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
Закрыть
  • Новые бизнес-мероприятия
    Новые видеоматериалы
    Главные материалы недели
  • Мужчина

    Женщина

Мы в соцсетях
закрыть x