4 нормы ненормированного рабочего дня
«У меня были сотрудники, у которых аврал начинался исключительно в конце рабочего дня. Они задерживались на несколько часов, а потом пытались обсудить со мной вопрос дополнительной оплаты…» Как нормально работать в условиях ненормированного рабочего дня, выстраивать график команды и каким образом вовремя заметить провокацию – порталу HR-tv.ru рассказала специалист по управлению персоналом Татьяна Бурченкова .
1. Работа сверх нормы – только для добровольцев
В своей практике я часто сталкиваюсь с вопросами ненормированного рабочего дня. В зависимости от компетенций сотрудников решаются они разными способами. Для линейного персонала, чья работа максимально стандартизирована и расписана в инструкциях, ненормированный рабочий день это, скорее, работа над ошибками личного планирования.
Лично я не поощряю задержки на работе, так как мною отрабатывались все инструкции и я точно знаю, какая работа сколько времени занимает. В случае появления работы, которая обоснованно требует дополнительного времени, она, конечно же, оплачивается сверх. Дополнительная работа предлагается только в добровольном порядке. Как правило, такой путь укрепляет лояльность сотрудников компании, они ценят, что работодатель в первую очередь предлагает дополнительный заработок именно им.
Читайте также: HR-будни: как расставить приоритеты по Эйзенхауэру
2. С топ-менеджерами – особые договоренности
Что касается топ-менеджмента, мы сразу предупреждаем соискателей о том, что рабочий день ненормирован: основной акцент ставится на быстром решении возникающих вопросов без долгих сборов и планерок, посредством внутренней CRM.
Это значит, что топ-менеджер всегда должен быть готов предложить компетентное решение, пусть даже в неурочный час. Вообще, возможность решить вопрос быстро - это бесценный бонус, как для руководителя, так и для менеджера.
3. Стандарты никто не отменял
Очень важно не забывать о ТК, и в случае, если с сотрудником сразу обсуждается ненормированный график - прописывать этот пункт в трудовом договоре. Это заведомо поможет избежать разногласий и недоразумений, так как будет подтверждать согласие сотрудника на такую работу. В случае, если в трудовом договоре не предусмотрен ненормированный рабочий день, я бы рекомендовала уделить максимум внимания на подготовку инструкций и стандартов, а также лично проверить, насколько они выполнимы.
Если сотрудник задерживается и намекает на сверхурочные - проверьте, хорошо ли прописана его инструкция и в полной ли мере выполняется. В противном случае возрастает риск получить проблемы не только с трудовой дисциплиной, но и, увы, инспекцией.
Ну и, наконец, важно поддерживать мотивацию персонала в течение всего периода работы. У лояльного компании сотрудника не возникнет вопроса о необходимости дополнительного выхода на работу в момент, когда это особенно нужно, если он знает, что его труд будет оценен работодателем.
4. Каждый труд - мотивирован и вознагражден
Ну и, наконец, важно поддерживать мотивацию персонала в течение всего периода работы. У лояльного компании сотрудника не возникнет вопроса о необходимости дополнительного выхода на работу в момент, когда это особенно нужно, если он знает, что его труд будет оценен работодателем.
Читайте также: Тысяча аргументов в пользу сокращенного рабочего дня
Ошибки и их исправление
Не смотря на то, что пути решений недопонимания с сотрудниками из-за ненормированного дня я указала, я, признаюсь, сама неоднократно совершала ошибки и именно они помогли мне выявить нужный формат взаимоотношений. Сначала мы использовали шаблонные должностные инструкции, в которых много текста, но мало конкретной информации для сотрудника. В результате сотрудники считали, что могут самостоятельно принимать решения о том, какая работа вписывается в их трактовку инструкции, а какая нет. На просьбы доделать работу они очень эмоционально реагировали, дело доходило до конфликтов. К счастью, эта ситуация была непродолжительна. Мы разработали такие инструкции, где все было подробно прописано, включая регулярность, время на выполнение, и даже действия при наступлении нештатных ситуаций. По мере необходимости мы их модифицируем и дополняем.
Конфликты и споры исчезли, а в случае возникновения вопросов мы всегда можем проверить сотрудника на предмет качественного выполнения им инструкции.
По топ-менеджменту несколько сложнее, так как весь круг решаемых вопросов невозможно прописать в инструкции и, конечно же, я сталкивалась с вопросами эффективности сотрудников. Если процесс организован правильно, то необходимости в ненормированном дне быть не должно. Поэтому нужно помочь сотруднику выявить и устранить проблемы с неправильной организацией рабочего времени и приоритетностью задач.
Спорные моменты
У меня были сотрудники, у которых аврал начинался исключительно в конце рабочего дня, и им приходилось задерживаться на несколько часов на работе. Затем они пытались обсудить со мной вопрос изменения графика и дополнительной оплаты.
Я считаю, что любой дополнительный труд должен оплачиваться, но сначала необходимо выяснить, был ли этот труд дополнительным, или это проблема тайм-менеджмента. В таких случаях я прошу сотрудника в течение трех дней подробно прописать все свои действия, даже незначительные, а потом мы вместе все разбираем и выявляем недостатки планирования. Вместе совершенствуем схему и последовательность работы, внедряем ее. Обычно, после этих действий вопрос о ненормированном графике работы отпадает.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?