«Однолюб»: плюсы и минусы сотрудника, работающего в компании более 10 лет

Анастасия Щеколдина


руководитель отдела по управлению персоналом

Задать вопрос автору

Рынок труда сильно изменился за последние …цать лет. Наши родители (и их родители) после вуза работали по распределению и прямо с производства уходили на заслуженную пенсию. В наше время нет ни распределения, ни целевой аспирантуры, ни тем более пожизненной работы на одном предприятии.

Анастасия Щеколдина, РОСТЕСТ, Сотрудники-«однолюбы»: преимущества и недостатки сотрудника, который работает в компании более 10 лет, преданный сотрудник, пожизненная работа на одном месте, пожизненная работа на одном предприятии,

Молодые специалисты смело строят свою карьеру, меняя небольшие компании на крупные, исполнительские должности - на руководящие, стремясь каждый раз на входе получить более интересные условия по оплате и социальному пакету. И такая тенденция вполне в тренде - соответствует современному ритму жизни и развитию технологий. Как же в такой ситуации относиться к сотрудникам, которые давно работают в одной компании? Это хорошо или плохо?

Читайте также: Сотрудники бывают разные – «красные», «зеленые», «синие»

На этот вопрос можно взглянуть как минимум с трех сторон: глазами компании, в которой работает сотрудник, с позиции рынка труда и самого сотрудника.

Со стороны компании основные преимущества такого сотрудника очевидны: преданность, надежность, стабильность. Он является носителем традиций и корпоративной культуры. Помнит, как все начиналось, обладает уникальными знаниями и может выступать мудрым наставником для новичков. На такого сотрудника можно положиться в трудные для компании времена - из чувства сопричастности он может довольно долго работать «на голом энтузиазме», не требуя ничего взамен.

Его лояльность к нынешнему месту работы распространяется и на внешние коммуникации - он говорит о ней друзьям, знакомым, в социальных сетях, гордится своей компанией. Сотрудника, долго и успешно работающего на одном предприятии, стоит поощрять за выслугу лет - например, отмечать каждые 5-10 лет работы, награждая памятными значками, грамотами, подарочными сертификатами. Можно также предоставить ему внеочередной отпуск или выплатить ощутимую премию.

Но работодатель должен учитывать и другую сторону проявлений сотрудника-«однолюба»: сопротивление изменениям, общая расслабленность, активное участие в «сарафанном радио». Он, как правило, не готов выйти из зоны комфорта – меняться, развиваться, осваивать что-то новое; держится за свое «теплое» место. Ему удобнее работать по принципу «мы так делали всегда». Зашоренность взглядов и отсутствие альтернативного опыта мешает подняться над ситуацией и оптимизировать работу.

Как старожил, сотрудник позволяет себе «незначительные» послабления в соблюдении корпоративных правил - начиная от дисциплины труда и дресс-кода, заканчивая невыполнением распоряжений руководства (если они, с его точки зрения, недостаточно аргументированны и не совпадают с его видением ситуации). Такой сотрудник зачастую является носителем и даже рупором неформальной корпоративной культуры («сарафанное радио») и формирует нужное ему отношение к новым сотрудникам, инициативам, нововведениям. Как можно использовать такие проявления в «мирном русле»?

Например, перевести его в статус эксперта-консультанта, чья профессиональная позиция учитывается при принятии решения, но не является решающей. Или сделать официальным сообщество, входящее в «сарафанное радио», и через него продвигать полезные для компании решения.

Работодателю следует учитывать и сильные, и слабые стороны сотрудника-«однолюба». При правильном позиционировании старожилы становятся основой для построения структуры бизнеса. При этом выслуга лет не всегда синоним профессионализма и незаменимости. Если компания находится в стадии изменений, вреда от бездействия или даже противодействия таких сотрудников может быть гораздо больше, чем пользы от их надежности.

Что касается рынка труда. Соискатель с резюме, которое не пестрит частыми сменами компаний, внушает работодателю определенную уверенность в том, что на новом месте он будет трудиться так же долго и основательно. Такой соискатель четко знает, чего он хочет и умеет расти внутри одной компании профессионально и карьерно. Вместе с тем рынок быстро меняется, и у специалиста, чей опыт приобретен только в ракурсе одной компании, не столь широкий перечень компетенций и наработок, чем у его коллеги, имеющего опыт решения разных кейсов в разных компаниях.

Поэтому найм таких специалистов обоснован, прежде всего, для профильных вакансий, требующих стабильного качества выполнения задач, соблюдения регламентов и процедур. Кроме того, длительная работа на одном месте может означать отсутствие амбиций, страх изменений, плохие адаптивные навыки. Если в планах у компании революционный скачок, работа на опережение – то лучше сделать ставку на тех, кто успешно реализовал  себя в нескольких компаниях и сферах деятельности. Их мобильность и гибкость значительно важнее стабильного и размеренного подхода «однолюбов».

С точки зрения самого специалиста, долго работающего на одном месте, важно учитывать, что все, чего он достиг, особенно ценится именно в рамках данной компании. Выйдя на рынок труда через 10-15 лет работы в одной организации, он может оказаться не у дел, т.к. имеет узкопрофильный специфичный опыт и на его статус влияет авторитет, наработанный в данной компании.

Поэтому, работая в одной организации, важно не стоять на месте, а постоянно повышать квалификацию, отслеживать изменения, которые происходят в вашей профессиональной области, инициировать новые проекты в смежных сферах, щедро делиться опытом с новичками, не боясь конкуренции. Тем самым становиться бесценным сотрудником-универсалом, которого можно привлечь к различным задачам как внутри компании, так и во вне.

Анастасия Щеколдина, РОСТЕСТ, Сотрудники-«однолюбы»: преимущества и недостатки сотрудника, который работает в компании более 10 лет, преданный сотрудник, пожизненная работа на одном месте, пожизненная работа на одном предприятии,

Есть еще один взгляд на «однолюбов» – это те, кто меняются, «не изменяя» своей компании. Например, специалисты, работающие в консалтинге и услугах, растут профессионально за счет разной специфики клиентов.

Смотриите также: Работа как образ жизни, ч. 1. О карьере

Сотрудники территориально распределенных компаний ротируются в филиалы и строят бизнес с учетом региональной специфики. Проектные и start-up специалисты выбирают для себя возможности развития через  решение сложных нестандартных задач. Главное – любить свою профессию и выбрать компанию, с которой вам по пути.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Добавлено 17 декабря 2018

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!





Комментировать
© Информационно-образовательный портал HR-tv.ru, 2012—2020. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
zen.yandex.ru/id/5c4985c078e51100ad6218d5
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
закрыть x
-->