«Вы» или «ты»: что предпочесть для общения внутри коллектива?

Анна Вильданова


Менеджер по кадровому делопроизводству VIG Trans

Предпочтение неформального общения уважительной форме обращения друг к другу — важный фактор, который серьезно влияет на дальнейшее развитие отношений в коллективе и не всегда позитивно. Ведь соблюдение субординации немаловажно для многих работников. Переход с «Вы» на «ты» знаковый момент в общении внутри рабочей группы, сигнал возможного сокращения дистанции, движения к более близким отношениям.

Уважение в коллективе или неформальное общение, Анна Вильданова, VIGTrans, Уважение в коллективе, неформальное общение, Переход с Вы на Ты, уважительная форма общения, настроение в коллективе, не пострадает ответственность, не пострадает продуктивность

Если вернуться к истории, то в русском языке обращение «Вы» существует не так уж давно – всего около трех столетий. До царствования Петра Великого на Руси все обращались друг к другу на «ты». «Ты» говорили и царю, и знатному боярину, и даже Богу («Да святится имя Твое…»). Петр же, ориентируясь на западные традиции, ввел в 1722 году «Табель о рангах», в котором, помимо прочего, закрепил правило обращаться на «Вы» ко всем, кто выше говорящего по рангу. Нижестоящим же по-прежнему нужно было говорить: «ты». При этом за несоблюдение новых правил наказывали штрафами.

С того времени эта вежливая форма прижилась. На «Вы» мы обращаемся к людям старше нас по возрасту и к тем, кто выше нас по статусу, а также к незнакомым людям. Форма обращения на «ты» присуща больше для близких и родных людей, но при этом мы не проявляем неуважение, а наоборот, показываем, что доверяем им, и что между нами самые близкие отношения.

Работая в разных компаниях, заметила, что в основном сотрудники выбирают вежливую форму обращения к коллегам, но проработав достаточно долгое время, подружившись, как-то автоматически переходишь на "ты". Что это, более близкие отношения, стирание границ? Иногда переход на «ты» приводит к снижению уровня взаимных обязательств и ответственности, люди как бы более лояльно относятся к нарушению договоренностей.

В некоторых компаниях сразу принято переходить на «ты». Для более молодого поколения это гораздо удобнее, но иногда может привести к нежелательным последствиям. Например, совершенное невосприятие границ между руководителем и подчинённым. Некоторые работники теряют субординацию и могут безответственно относиться к своим обязанностям, так как чувствуют близость руководителя и вседозволенность.

 

Пообщавшись с людьми, которые только выходят на рынок труда, выяснила, что им намного проще перейти на «ты». Они не имеют принципиальных границ в возрасте и статусе, главное, чтобы было комфортно общаться обеим сторонам. Есть некое уважение к старшим, но, если более взрослый сотрудник переходит на «ты», тут же спрашивают, могут ли они тоже так к нему обращаться.  В то же время, к руководителю компании предпочитают обращаться на «Вы». Здесь скорее уважение к опыту и положению в компании.

Читайте также: Как устанавливать рабочие отношения с коллегами

С другой стороны, если руководитель намеренно не переходит на «ты», для сохранения своего статуса и положения,  это может привести к отчужденности коллектива. А если, помимо этого, с каким-либо подчиненным он все же переходит на «ты», окружающими это воспринимается как выделение «любимчиков».

У меня была ситуация, когда равные по возрасту генеральный директор и главный бухгалтер в офисе при других сотрудниках разговаривали на «Вы», а за пределами работы общались неформально. И это, по моему мнению, правильно: на работе можно завязать дружеские и доверительные отношения, но надо помнить и об ответственности, обязательствах перед компанией и другими работниками.

Уважение в коллективе или неформальное общение, Анна Вильданова, VIGTrans, Уважение в коллективе, неформальное общение, Переход с Вы на Ты, уважительная форма общения, настроение в коллективе, не пострадает ответственность, не пострадает продуктивность

Обращаясь друг к другу на «Вы», мы по-другому выстраиваем разговор. Это более официальная и в то же время уважительная форма общения. Например, человеку, который наступил на ногу в метро в утренней давке, можно сказать недовольное «Ну куда ты прешь?», но, если изменить форму, то автоматически хочется сказать: «Простите, Вы не могли бы быть аккуратнее?»

Смотрите также: Как избавить сотрудников от стресса

Резюмируя вышеизложенное, считаю, что, в первую очередь, нужно чувствовать настроение в коллективе. Необходимо понимать с какими коллегами уместно неформальное общение и при этом не пострадает ответственность и продуктивность, а где требуется уважительное «Вы» и соблюдение субординации.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Добавлено 16 августа 2019

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!


Задать вопрос автору



Комментировать

Партнёры

© Информационно-образовательный портал HR-tv.ru, 2012—2019. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
zen.yandex.ru/id/5c4985c078e51100ad6218d5
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
-->