Что такое умный менеджмент?

В современных условиях широкое распространение получает термин «умный» применительно к различным понятиям, таким как «дом», «телефон», «телевизор», «город» и т.д. Не избежал этой участи и менеджмент.

Достижение цели существования любой системы управления – эффективности  зависит от её формулировки, и первый шаг к успеху дела  правильно сформированные цели. SMART-цели  умные цели.

Михаил Хачатурян, Что такое умный менеджмент, РЭУ им. Г. В. Плеханова, умный менеджмент, система управления, эффективность, SMART-цели, SMART, цель, ДОЙКА, постановка цели, Конкретность, постановка задачи, результат, Измеримость, Достижимость, профессиональные возможности, личностные качества

Что такое цель? Цель  это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Это назначение, смысл предпринимаемых действий,  желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим?

Читайте также: Аналитика в управлении персоналом: 4 пункта, без которых уже не прожить

Цели должны быть умными. Что это означает? В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART  это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов или на русском языке «ДОЙКА»:

  • достижимый (attainable);
  • ограниченный во времени (time-bounded)
  • измеримый (measurable);
  • конкретный (specific);
  • актуальный (relevant).


Само слово smart в переводе на русский и означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотноситься с установленным сроком.

Конкретность

При постановке задачи нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате её выполнения? Почему важен этот критерий? У вас в голове формируется своё видение результата выполнения задачи (идея один  И1). По ходу изложения цели у сотрудника формируется своё представление результата (идея два  И2). В итоге может получиться, что вы и сотрудник по-разному представляете себе одну и ту же цель (то есть И1 и И2).

Чтобы этого не произошло, необходима обратная связь: нужно убедиться, правильно ли сотрудник понял поставленную перед ним задачу. То есть достичь однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате выполнения цели. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы было как можно меньше понятий по умолчанию. Иначе возрастает риск не достичь того, что задумано, особенно в новых и нестандартных ситуациях.

Измеримость

Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс.

В качестве критериев достижения цели можно использовать:

  • проценты, соотношения (этот критерий применим к ситуациям, в которых есть возможность планировать и анализировать повторяющиеся события, например, при постановке цели увеличить объём продаж измерителем может выступить увеличение объёма продаж на 30 процентов);
  • внешние стандарты (применимы в случаях, когда необходимо получить оценку со стороны, например, при выполнении задачи повысить уровень сервиса критерием её выполнения станет позитивный отзыв клиента);
  • частота происходящего (допустим, работа менеджера по продажам будет успешной, если каждый второй (третий, пятый) клиент повторно обратится к нему за услугой);
  • средние показатели (этот измеритель можно использовать, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно лишь обеспечить стабильность и поддержать качество работы, например, три (пять, десять) посещений магазинов торговым представителем в месяц);
  • время (за такой-то срок необходимо достичь таких-то результатов, например, увеличить объём продаж на 30% за 6 месяцев);
  • запреты (нельзя делать то-то и то-то, иначе последует наказание; это специфический критерий, но его иногда можно успешно использовать, например цель  снизить опоздания, критерий: за каждое опоздание  штраф);
  • соответствие корпоративным стандартам (в организации разрабатываются свои стандарты, критерий соответствия: выполнять работу так, как принято у нас);
  • утверждение у руководства (то есть «мне, руководителю, должно понравиться»; это может быть и субъективное мнение, однако, если сотрудник на момент постановки задачи знает, что используется именно такой критерий оценки, то он будет стремиться получить обратную связь в процессе выполнения работы, например, задача  разработать проект маркетинговых мероприятий не позднее 20 января, критерий  «утвердить у меня»).

Достижимость

При постановке задач необходимо учитывать профессиональные возможности и личностные качества своих сотрудников, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата. В этом поможет механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы ставить цели сотрудникам, соответствующие их опыту и индивидуальным особенностям. При этом занижать планку не стоит, должен сохраняться достаточно интенсивный ритм работы.

В ситуации, когда необходимо повысить общие показатели работы коллектива, к сотруднику, имеющему и без того высокие результаты, и к сотруднику, который едва поспевает выполнять нормы, нужен разный подход. То же можно сказать и в отношении новых сотрудников и сотрудников, которые уже давно работают в компании. Более точная трактовка слова «достижимость» применительно к контексту цели, позволяет говорить о параметре «индивидуально-достижимая», то есть, цель всегда должна бросать риск и вызов, выводить человека (сотрудника) из зоны комфорта и погружать его в зону роста, при этом сохраняя способность реализоваться при приложении усилий со стороны человека (сотрудника).

Выделим несколько типов сотрудников в коллективе:

  • опытный сотрудник, амбициозная «звезда»;
  • опытный сотрудник, инициативный, в меру амбициозный;
  • опытный сотрудник, приверженец стабильности, рутины;
  • давно работающий сотрудник, безынициативный, неуверенный в себе;
  • новый сотрудник, только что пришедший в компанию.

Теперь посмотрим, какие бывают варианты установки планки целей. Для этого возьмем среднюю норму (средний показатель) работы коллектива на данный момент и наивысший показатель самого результативного работника (предел возможностей). И для каждого из выделенных нами типов сотрудников установим свою планку целей, которая обеспечит наиболее эффективное решение поставленных задач.

Первый вариант установки планки целей подразумевает поэтапное повышение результатов работы. Сначала руководитель незначительно повышает планку, чтобы понять, насколько сотрудник подготовлен к выполнению более высоких требований, а затем, исходя из результатов, повышает планку еще и еще. Такой подход эффективно использовать по отношению к сотрудникам, которые только что пришли в компанию, и еще сложно понять, на что в действительности они способны. Также постепенно повышать планку целесообразно, если сотрудник хоть и работает в компании давно, но не уверен в себе, поэтому не проявляет инициативы и самостоятельности. Постепенно ставя ему более высокие цели, вы дадите ему возможность убедиться в том, что он все делает правильно.

Второй вариант – постановка цели, при которой нужно увеличить результативность деятельности, наполовину приблизившись к пределу возможностей. Такая задача подойдет тем членам коллектива, которые имеют длительный опыт работы в компании, успешно справляются со своими задачами, однако не ищут новизны и не стремятся выделиться. Прямая установка на повышение продуктивности труда хотя и может вызвать некоторое сопротивление со стороны сотрудника, но вполне выполнима в силу его компетентности.

При третьем варианте установки планки целей ставится задача значительно повысить показатели работы и приблизиться к предельным показателям. Опытные и инициативные сотрудники, которые стремятся к карьерному росту, уже в силу желания добиться большего готовы к тому, чтобы работать более напряженно и достигать более высоких результатов.

И наконец, четвёртый вариант – постановка цели выше предела возможностей. Как уже можно сделать вывод, такая цель подойдет наиболее амбициозным и многого добившимся членам коллектива. Эти сотрудники имеют высокие результаты работы, но для того, чтобы оставаться первыми, им также необходимо повышать планку, ставить более трудные задачи по отношению к тем, что они уже решили.

Таким образом, учитывая опыт и индивидуальные особенности личности подчиненных, можно ставить им такие цели, чтобы при довольно напряженном ритме работы они могли достигать поставленных перед ними целей.

Значимость

Это следующий критерий постановки умных целей. Размышляя над тем, обладает ли задача значимостью, нужно ответить на вопрос, зачем сотруднику необходимо выполнить эту задачу, то есть почему она важна с точки зрения целей более высокого уровня (вплоть до стратегических).

Михаил Хачатурян, Что такое умный менеджмент, РЭУ им. Г. В. Плеханова, умный менеджмент, система управления, эффективность, SMART-цели, SMART, цель, ДОЙКА, постановка цели, Конкретность, постановка задачи, результат, Измеримость, Достижимость, профессиональные возможности, личностные качества

При формулировке цели необходимо заранее определять, для чего необходимо её выполнение. В банальном выражении необходимо самой цели задать один-единственный вопрос: «Зачем?». Другим словом проверки корректности и правильности формулировки цели необходимо проверить это бесконечным вопросом «Зачем?». Вот вам пример: Вы ставите себе цель – хочу зарабатывать «Х» денег. При этом следует сразу же задать вопрос Зачем? Ответ: Потом что-то себе куплю! Зачем? Чтобы что-то… ПОЧЕМУ? … и так далее.

Читайте также: Секреты вовлечения сотрудников: 5 простых, но эффективных способов

В самом конце этой цепочки должен быть примерно следующий ответ: «Потому, что именно это сделает меня счастливым». Если именно это и сделает вас счастливым, то вы на правильном пути. Но в противном случае, в конце этой цепочки вы упираетесь в неопределенность и возникает еще один вопрос: А действительно ли мне это надо?

В данном варианте развития событий нужно срочно что-то менять в формулировке поставленной цели. Так как сходит на нет результат установленной цели. Проверку также можно сделать с помощью «проверки второй целью».

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Добавлено 09 апреля 2018

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!





Комментировать

Партнёры

© Информационно-образовательный портал HR-tv.ru, 2012—2019. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
zen.yandex.ru/id/5c4985c078e51100ad6218d5
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
-->