Публикации/Авторское мнение/Как научить коллектив генерить идеи. Опыт «Северсталь-ЦЕС»/

Как научить коллектив генерить идеи. Опыт «Северсталь-ЦЕС»

В ООО «Северсталь-Центр Единого Сервиса» по-новому подошли к процессу генерации идей: активизировали интеллектуальный потенциал компании с помощью специального турнира. Как прошла инновационная настройка организации, как коллектив воспринял изменения, активным проводником которым он стал в результате, и к чему это привело, порталу HR-tv.ru рассказал Яна Шайдецкая – руководитель HR-департамента Северсталь ЦЕС и Наталья Макарышева - руководитель подразделения, отвечающего за эффективность бизнес-процес сов в ЦЕС.

Проект претендует на бизнес-премию WOW!HR в номинации HR Hero.

Как научить коллектив генерить идеи. Опыт «Северсталь-ЦЕС», Яна Шайдецкая, Наталья Макарышева, Северсталь ЦЕС, WOW!HR, WOW!HR2018, номинанты WOW!HR, HR Hero, HR Hero 2018, Битва Умов, интеллектуальный турнир, дизайн-мышление, знания, игровой турнир, геймификация

Суть проекта

Битва Умов – интеллектуальный турнир, в котором участники, сотрудники Центра Единого Сервиса, обучаются методам дизайн-мышления, получают целевые задачи для проектов, реализуют их, используя полученные знания.

Как научить коллектив генерить идеи. Опыт «Северсталь-ЦЕС», Яна Шайдецкая, Наталья Макарышева, Северсталь ЦЕС, WOW!HR, WOW!HR2018, номинанты WOW!HR, HR Hero, HR Hero 2018, Битва Умов, интеллектуальный турнир, дизайн-мышление, знания, игровой турнир, геймификация

Длительность: 1 календарный год, 4 сессии.

Цель проектов: реализация бизнес-задач Центра Единого Сервиса.

Читайте также: Измениться и преуспеть. Как в Группе компаний «МЕГАПОЛИС» выстроили систему управления персоналом

Валюта проекта: нейрон

Победители: в командном зачете, в индивидуальном зачете по количеству нейронов.

Масштаб

Изначально проект задумывался как игровой турнир, в основе которого будет обучение сотрудников методам дизайн-мышления с элементами геймификации. В процессе разработки концепции турнира мы включили также проектную работу для решения реальных бизнес-кейсов в кросс-функциональных командах. Наша цель была комплексной: дать сотрудникам реальные инструменты для генерации и реализации идей, развить ряд компетенций, например, творческое и системное мышление, клиентоцентричность, коммуникации, управление проектами и т. д., повысить вовлеченность и сопричастность сотрудников в ходе поиска решений реальных бизнес-кейсов. В итоге проект позволил укрепить позиции компании в области создания культуры инновационности.

Как научить коллектив генерить идеи. Опыт «Северсталь-ЦЕС», Яна Шайдецкая, Наталья Макарышева, Северсталь ЦЕС, WOW!HR, WOW!HR2018, номинанты WOW!HR, HR Hero, HR Hero 2018, Битва Умов, интеллектуальный турнир, дизайн-мышление, знания, игровой турнир, геймификация

Некоторые факты проекта:

- 60 активных участников;

- 70% от общей численности пассивных участников (т. к. сотрудников вовлекали в качестве целевой исследуемой аудитории);

- 90% вовлеченность;

- Вовлечены все 4 функциональных направления компании (HR, FI, Purch, SD), все категории сотрудников согласно уровню должности, от специалиста до генерального директора;

- Срок реализации 1 год;

- 4 тура (модуля) проекта;

- 49 акцептованных к последующему обсуждению и выбору для проработки по итогам проблематики, плюс много идей было во время тренинга, когда мы рассматривали кейсы для примера;

- 5 реализованных проектов.

Как возникла потребность

ЦЕС – динамично растущая компания, мы используем современные технологии, в том числе в области роботизации и автоматизации, активно развиваем новые сервисы, постоянно занимаемся совершенствованием существующих бизнес-центров. Это требует развития определенных компетенций у сотрудников, проявления эмпатии к клиенту, поиска и внедрения нестандартных подходов в работе.

Несмотря на это, мы периодически сталкиваемся с определенными ограничениями:

- однообразие/шаблонность подаваемых идей;

- недостаточное количество идей при высоком потенциале;

- низкая мотивация сотрудников на  участие в проектах постоянного совершенствования;

- основной фокус сотрудников приходится на операционные рутинные задачи.

Разрабатывая концепцию проекта, мы решили придумать нечто такое, что позволит нам преодолеть вышеперечисленные ограничения.

Мы были вдохновлены технологиями дизайн-мышления, эти подходы, на наш взгляд, органично бы вписались в инновационную среду компании. Плюс мы хотели поэкспериментировать и посмотреть, принесет ли какой-то эффект добровольное участие в проекте, изменит ли отношение сотрудников к компании (т.к. в ходе проекта они решали реальные бизнес-задачи), смогут ли они в принципе предложить прорывные и эффективные идеи.

Цели

1. Вовлечь большее количество сотрудников в решение проблематик компании, сделать их «лидерами»/«проводниками» изменений.

2. Научить сотрудников генерировать идеи для бизнес-целей компании, используя методы дизайн-мышления.

3. Дать возможность сотрудникам реализовывать реальные бизнес-проекты: тестировать их в реальных условиях и внедрять результаты.

4. Научить сотрудников фокусироваться на клиенте не только с точки зрения улучшения качества сервиса, путем реализации проектов постоянного совершенствования бизнес-процессов, используя инструменты Lean6Sigma и т. д., но и с позиции проявления эмпатии к клиенту, выявления его в т. ч. и скрытых потребностей, используя инструменты дизайн-мышления.

5. Апробировать новый подход к обучению (добровольное участие, короткие модули, разные роли, домашние задания в виде реальных бизнес-кейсов компании, защита проектов).

Какие инструменты были задействованы

1. Дизайн-мышление – как основа проекта. ДМ - это технологии решения проблем путем генерации и реализации идей в центре которых стоит человек (клиент). Подход позволяет развить творческое мышление, эмпатию и клиентоцентричность.

2. Геймификация – играть и соревноваться всегда  интересно, особенно когда большинство участников это поколение Y в возрасте 23-30 лет. На протяжении турнира был командный и индивидуальный рейтинг и «бой за нейроны».

3. Визуализация – использовали скрайбинг и др.техники для развития визуального мышления. Плюс это очень украсило проект, сделало его более ярким, привлекательным и тактильным.

4. Прототипирование – неотъемлемая часть метода дизайн-мышление, апробирование идеи на целевой аудитории, возможность создания «продукта» и его тестирование на «клиенте».

5. Внутренняя коммуникация – развитие профессиональных и неформальных связей внутри компании. Численность ЦЕС более 500 человек, нам важно познакомить сотрудников, дать возможность обменяться разным опытом.

6. Создание кросс-функциональных команд – этот подход позволяет научиться работать и решать задачи в кооперации. Участники были из разных направлений бизнеса, работа в микс-командах обогатила их знания и укрепила внутренние связи

7. Работа с вовлеченностью через создание позитивной атмосферы, творческой среды для изобретения и создания чего-то нового.

8. Проектная работа – большинство участников, сотрудники операционных управлений, нам было важно дать основы проектной деятельности.

Команда и ход проекта

Разработка велась двумя авторами – это менеджеры, отвечающие за работу с персоналом, и за реализацию проектов постоянного совершенствования.

1. Разработка концепции и идеи проекта. Постановка целей.

2. Разработка PR-кампании для привлечения участников.

3. Brainstorming (разработка контента, тайминга, подготовка материалов).

4. Презентация проекта.

5. Формирование команд.

6. Модульное обучение.

7. Реализация и защита проектов.

8. Выбор победителя. Рейтинг.

Всего в процесс было вовлечено 90% коллектива, из них 20% – активные участники самого турнира и 70% – косвенные участники, которые являлись  целевой исследуемой аудиторией.

Трудности

Мы рассчитывали, что большее количество участников дойдет до конца. Но поскольку нужно было выполнять задания (разработка и защита проектов) в реальных условиях, некоторых это испугало.

Как научить коллектив генерить идеи. Опыт «Северсталь-ЦЕС», Яна Шайдецкая, Наталья Макарышева, Северсталь ЦЕС, WOW!HR, WOW!HR2018, номинанты WOW!HR, HR Hero, HR Hero 2018, Битва Умов, интеллектуальный турнир, дизайн-мышление, знания, игровой турнир, геймификация

Со стороны организаторов была регулярная коммуникация, направленная на вовлечение и мотивацию сотрудников на участие в турнире.

После каждой защиты проекта участники получали обратную связь, что позволяло им совершенствовать свои работы и прогрессировать в ходе турнира.

Изначально качество идей было шаблонным. Участники находились под влиянием стереотипов. Те, кто был настойчив, использовал полученные знания в области дизайн-мышления и продолжал движение, достигли уровня, когда смогли генерировать, с одной стороны, оригинальные идеи, а с другой вполне реализуемые.

Что показывало, что путь выбран верный

- Позитивная обратная связь от участников;

- Посты участников в социальных сетях;

Как научить коллектив генерить идеи. Опыт «Северсталь-ЦЕС», Яна Шайдецкая, Наталья Макарышева, Северсталь ЦЕС, WOW!HR, WOW!HR2018, номинанты WOW!HR, HR Hero, HR Hero 2018, Битва Умов, интеллектуальный турнир, дизайн-мышление, знания, игровой турнир, геймификация

К вышеперечисленным пунктам, мы получили еще ряд дополнительных эффектов:

- Прототипирование позволило сделать идеи более проработанными;

- Улучшилось качество внутренних коммуникаций

- Повысилась эффективность коммуникаций с клиентом, не только с ТЗ обратной связи (явные потребности/пожелания клиента), но и выявления скрытых потребностей;

- Творческая среда укрепила свои позиции в компании;

- Улучшились кросс-функциональные связи в компании;

- Расширился профессиональный кругозор сотрудников;

- Появилась дополнительная возможность оценки кадрового потенциала.

Первая реакция и неожиданности

Неожиданным стало, то, что некоторые инструменты были восприняты не сразу. Так как это требовало трансформации традиционного мышления. После каждого модуля обучения и защиты проекта мы запрашивали обратную связь от участников и использовали полученную информацию для корректировки дальнейших действий.

Читайте также: «АстраЗенека»: как HR-аналитика помогает привлекать, удерживать и развивать ключевых сотрудников

Результаты

Благодаря проекту в компании уже реализованы:

1. HR-бот Наставник для новичков.

2. Логотип и визуализация для участников проектов «я в проЦЕСсе»

3. Тематические пятницы (серия мероприятий).

4. Интерактивная брошюра по тайм-менеджменту.

5. Комикс по адаптации.

Фото Северсталь-ЦЕС

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Северсталь-ЦЕС презентует свой проект на конференции WOW!HR2018, которая пройдет 26 марта 2018 года.

 

 

Добавлено 20 марта 2018




Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Партнёры

Уважаемые читатели, предлагаем Вам принять участие в исследовании пользовательской аудитории

Принять участие