Какие три простых правила помогут произвести впечатление на работодателя, а два совета несомненно подкинут вашей кандидатуре дополнительные плюсы, порталу HR-tv.ru рассказал бизнес-тренер Владимир Якуба.
Для одних – это испытание, для других – шанс, а для третьих – игра. Но все хотя бы раз в жизни проходят через это. Сегодня я хотел бы рассказать вам о прохождении собеседования при трудоустройстве и подготовке к нему.
Меня часто спрашивают, как подготовиться к собеседованию, есть ли универсальные советы и техники. Я уверен, что любое собеседование можно пройти с максимальной для себя пользой. Для этого перед собеседованием соблюдайте эти простые правила:
1. Точно узнайте имя человека, у которого будете проходить собеседование. Это может быть сам руководитель, его заместитель или HR-специалист. Кажется, что это очень простой пункт, но за время работы HR-специалистом в компании МТС, я видел, как каждый третий соискатель терялся и не знал, как обращаться к собеседнику. Не бойтесь уточнить имя и должность визави.
2. Узнайте имена руководителей компании и смело называйте их во время собеседования. Например, «Татьяна, скажите, а Евгений Николаевич сегодня в офисе?» Это намек и на то, что вы знаете их лично, и еще одно очко в вашу пользу.
3. Соберите как можно больше информации о компании-работодателе. Вы должны знать их достижения, конкурентную среду, период работы компании, ряд продукции или услуг, которые она предоставляет. Проявите себя, покажите, что вы осведомлены по всем вопросам и подготовлены.
Читайте также: Выше некуда. Как пройти собеседование в крупной компании?
Конечно, не стоит забывать про первое впечатление, которое вы производите. Походка – это первое, на что обращают внимание люди при знакомстве с вами. Походка должна быть уверенной и легкой. Входите в кабинет для собеседования уверенно, не забывайте про осанку – держите спину ровно, не горбитесь. Вы должны производить впечатление уверенного в себе человека. Улыбайтесь! Искренняя и открытая улыбка поможет сломать любые стены.
Кроме того, не забывайте про свой внешний вид. Как говорится, «по одежке встречают». Я всегда следую «Правилу трех: Голова-руки-одежда». На эти три составляющие вашего образа необходимо обратить особое внимание. Итак, прическа должна соответствовать вашей должности. Если вы работник креативного цеха, то вам допускается некая небрежность и стиле, но если вы претендуете на административную должность, то небрежность здесь не уместна. Руки и жесты – вторая составляющая образа. Наверное, не стоит говорить о том, что руки должны быть ухожены. Важно помнить о жестикуляции. Жесты должны быть спокойными и открытыми. Не прячьте руки под стол, не сжимайте кулаки и не скрещиваете их на груди – не закрывайтесь от собеседника. В целом ваш образ должен соответствовать мероприятию, в том числе и одежда. Избегайте провокационных и ядовитых цветов в одежде, глубоких декольте и коротких юбок. Пусть одежда подчеркивает ваш профессионализм и уверенность в себе, а не отвлекает внимание работодателя.
Итак, теперь поговорим об интервью. Чтобы успешно пройти интервью и получить максимальный результат от работодателя, необходимо следовать двум основным правилам.
Первое правило – «Правило Концентрации». Во время собеседования вам необходимо концентрироваться на своих мыслях и высказывать их не более 1 минуты. По своему опыту могу сказать, что собеседник слушает вас всего от 4 до 12 секунд, поэтому старайтесь удержать его внимание.
Начинайте диалог с имени собеседника и называйте его по имени как можно чаще. Тем самым вы привлекаете его внимание. Во время рассказа придерживайтесь структуры. Например, начинайте со слов «Татьяна, вам лучше рассказать о последних четырех годах работы в компании или же по каждой компании отдельно…»
В вашем рассказе о себе должны быть цифры и правдивые факты. Вы можете сказать так: «Я был руководителем одного из четырех отделов компании, и в моем подчинении было 6 человек».
Я считаю, что наличие в рассказе структуры, употребление цифр и фактов делают рассказ более живым и интересным.
Важно не только то, что вы говорите, важно и то, как вы говорите. Во время рассказа о себе делайте смысловые переключения. «Переключить» собеседника вы можете при помощи голоса, делая его то громче, то тише или при помощи жестов, дублирующих смысл сказанного.
Читайте также: 5 ловушек для кандидата: чего опасаться на собеседовании
Второе правило – «Правило Открытости». На собеседовании есть тип кандидатов, которые, приходя на интервью, сразу отстраняются от работодателя и закрываются во время диалога. У такого типа соискателей шанс получить работу практически равен нулю. Из своего опыта могу сказать, что руководитель или менеджер по персоналу очень ценит свое время, особенно когда в компании проходит минимум по 3 собеседования в день, поэтому тратить его на то, чтобы вас раскрыть, они не будут.
Если хотите показать свою открытость – задавайте вопросы. Спрашивайте о вашей должности, уточняйте свои должностные обязанности, задавайте вопросы о компании и возможном карьерном росте. Задавая вопросы, вы демонстрируете свою способность выстраивать диалог, а это важно на любой работе. Отвечайте на заданные вопросы открыто, но коротко. Старайтесь удержать внимание работодателя.
И последнее правило. Когда вы понимаете, что собеседование заканчивается, постарайтесь сделать так, чтобы последнее слово осталось за вами. Заканчивайте собеседование вопросом «Когда я могу ожидать вашего звонка? И могу ли я набрать ваш номер?». Если вы зададите эти вопросы, то у вас будет моральное право перезвонить и узнать о принятом решении.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна