Плюсы уходят в минус или наоборот? Почему традиционные услуги в консалтинге все менее востребованы, чем обусловлен массовый приход новых клиентов и какой тренд будущего стал проявляться наиболее явственно, порталу HR-tv.ru рассказала Ирина Вишневская, руководитель консалтинговой компании.
Снижение «среднего чека» - основная и весьма неприятная тенденция на рынке консалтинга. Но есть и позитив: услуги профессиональных консультантов становятся все более востребованными у населения.
Рынок консалтинга растет или падает – в общем, меняется в связи с изменениями в экономике, законодательстве и правоприменении. А поскольку специалисты в данной отрасли оказывают разнообразные услуги, параллельно могут прослеживаться несколько противоположных тенденций. Именно такую картину можно было наблюдать в 2016 году.
Читайте также: 3 способа выжить на высококонкурентном рынке HR-консалтинга
ТЕНДЕНЦИЯ №1. Первая, и наиболее радостная новость для сектора в том, что в него массово пришли новые клиенты, причем их количество неуклонно растет – за счет того, что услуги в области консалтинга становятся все более востребованы физическим лицам.
Когда 12 лет назад создавалась наша компания, мы позиционировали ее исключительно в сегменте В2В. Однако в прошлом году стало очевидно, что появился и неуклонно увеличивается спрос со стороны населения, и что это – долгосрочный тренд. А значит, расширение бизнеса в сегменте В2С стоит затраченных усилий (речь идет о методологии, вложениях в PR и рекламу, развитие сайта и проч.). Тем не менее, речь идет о значительных финансовых затратах.
ТЕНДЕНЦИЯ №2. В 2016 году резко вырос спрос на оценку имущества, в первую очередь – объектов недвижимости. Толчком послужил переход с 2015 года 28 регионов РФ на новую схему взимания имущественного налога – от кадастровой стоимости недвижимости (уплачивается в 2016 году).
Процесс подтолкнули также изменения, введенные в середине прошлого года законом «О государственной кадастровой оценке». В итоге и Росреестр, и суды оказались завалены исками по оспариванию кадастровой стоимости домов, земельных участков, квартир и прочих объектов с целью снижения налогов.
Это простимулировало рост обращений за услугами к оценщикам и судебным экспертам в области оценочной деятельности. Поскольку количество регионов, в которых кадастровая стоимость будет применяться для налогообложения недвижимости физических лиц вырастет (с 2016 года на новую схему перейдут в 21 «новом» регионе, а с 2017 года – еще в 12 субъектах), мы надеемся на приток новых клиентов.
Рост спроса способствовал тому, что профессиональные оценщики стали массово предлагать услуги судебных экспертов. Не могу сказать, что эта новость является позитивной для клиентов, поскольку у этой стороны работы есть множество специфических нюансов и формальностей, незнание которых может привести к проигрышу в суде.
ТЕНДЕНЦИЯ №3. Понятие «консалтинг» включает широкий спектр услуг, а значит, ситуация, при которой одни их виды становятся более востребованными, другие «уходят в тень», является нормальной. Однако наблюдаемое резкое снижение спроса со стороны клиентов сектора В2В настораживает, поскольку является показателем стагнации в экономике и отсутствия потенциала к развитию бизнеса, снижения объемов предоставления банковских кредитов.
В частности, могу отметить сокращение спроса на традиционные для сферы финансового консультирования услуги – финансовый Due Diligence и создание бизнес-планов. Помимо гражданских, активность в консалтинге сохраняется по большей части в сегменте корпоративных споров.
Читайте также: Меняйся или умирай. Консалтинг сейчас и в 2017-м
ТЕНДЕНЦИЯ №4. Самая неприятная тенденция прошлого года (которая, к сожалению, прослеживается и в текущем 2017 году) – неуклонное снижение «среднего чека» на услуги в консалтинге. В значительной степени это продиктовано тем, что компании в массовом порядке переходят к закупкам в соответствии с 223-ФЗ «О Госзакупках». Цена становится ключевым критерием – выбирается зачастую не самый профессиональный, а самый дешевый подрядчик. Парадокс, но на рынке известны случаи, когда заказ доставался оценщикам, предложившим отрицательную стоимость за свою работу.
В чем смысл выполнения таких проектов и как это согласуется с затратами на ведение бизнеса (зарплата персоналу, содержание офиса, налоги и проч.) понять невозможно.
Похожая ситуация с выбором дешевых оценщиков наблюдается и в ряде российских банков в кейсах по оценке залогов. Итог, который я часто наблюдаю как член дисциплинарного комитета оценочной саморегулируемой организации: претензии со стороны Центробанка на некачественно выполненную работу, что чревато проблемами как для самой кредитной организации, так и для конкретного заемщика.
Под конец хотелось бы сказать про очевидный «тренд будущего». Поскольку консалтинговые, и в первую очередь оценочные услуги, становятся все более массовыми, не за горами времена автоматизации и интеграции их в интернет-пространство. Первые шаги в этом направлении были сделаны в прошлом году, и уже очевидно, что использование электронных сервисов способствует удешевлению работ, что в ситуации снижения цен на услуги – безусловно, позитивная ТЕНДЕНЦИЯ №5.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна