Публикации/Авторское мнение/Управление знаниями в компаниях: «сферический конь в вакууме», или правда рабочий подход?/

Управление знаниями в компаниях: «сферический конь в вакууме», или правда рабочий подход?

Кто в компании должен отвечать за знания и что позволит ими на самом деле управлять, порталу HR-tv.ru рассказал Алексей Сидорин, руководитель практики управления знаниями и корпоративными коммуникациями КРОК.

Управление знаниями в компаниях: «сферический конь в вакууме», или правда рабочий подход, Алексей Сидорин, КРОК, обучение, знания, ускорение бизнес-процессов, управление знаниями, стандартизация, технологические инструменты, поиск информации, knowledge-менеджмент, развитие, саморазвитие, обучение на работе

Для начала нужно разобраться с тем, что же представляет собой «управление знаниями». На первый взгляд кажется, что это какое-то эфемерное и даже философское понятие, но у него есть вполне понятный и прагматичный бизнес-контекст. В бизнес-процессах любой компании есть этапы (места, точки), в которых создаются или используются элементы интеллектуального капитала (информация, знания и другие нематериальные активны).

Читайте также: 9 принципов успешного развития сотрудников от «Лаборатории Гемотест»

Основная задача knowledge-менеджмента – выявить эти точки и эффективно ими управлять. И конечно, понимать, как информация на каждом из этапов влияет на добавленную стоимость отдельного бизнес-процесса.

Зачастую самый видимый эффект управления знаниями – сокращение временных затрат и ускорение бизнес-процессов. Такой результат можно «пощупать». Условно говоря, если сотруднику надо найти коллегу с необходимыми компетенциями для проекта или информацию о прошлых сделках, он будет искать ее, пока не найдет. В этом случае технологические инструменты по управлению знаниями реально сокращают время на поиски в разы. Но этот эффект можно назвать поверхностным, а главная ценность - глубже, но, к сожалению, пока фактически неизмерима. Приведу простой пример даже не из сферы бизнеса: если мы приходим на скачки и делаем ставку на лошадь, мы можем знать статистику по болезням лошадей, а можем не знать. В последнем случае мы будем опираться на информацию, которая у нас есть, но все равно сделаем ставку. Однако если такая информация у нас есть – решение будет более взвешенным и, тем самым, мы минимизируем риски и повысим прибыльность своих действий. При этом посчитать, сколько объективно та или иная информация позволила нам сэкономить или заработать, крайне сложно.

Сфера знаний: цена ошибки

Тем не менее, во всем мире люди уже понимают необходимость управления знаниями. Особенно если мы говорим о высокотехнологичных производствах, где стоимость ошибки очень высока. При этом такие ошибки зачастую могут возникнуть как раз из-за нехватки информации. А теперь давайте представим, к каким последствиям может привести ошибка, например, на атомной станции… Именно поэтому необходимость в knowledge-менеджменте начали понимать и на законодательном уровне: уже сейчас появилась сертификация ISO (ISO 30401), за ней, скорее всего, последует и ГОСТ. Такое нововведение очень важно, учитывая, что многие компании руководствуются стандартизацией при выборе тех или иных подходов или технологических решений.

Кто в ответе за знания?

В управлении знаниями есть еще один важный момент. Мы долго пытались понять, какая «организационная единица» за него отвечает и пришли к выводу, что какого-то унифицированного ответа нет. Так, на Западе управление знаниями чаще всего сконцентрировано в HR. А в государственных и промышленных компаниях в России – это, скорее, обособленные отделы, которые отвечают за производство. Когда мы в КРОК начали прорабатывать схему по управлению знаниями, поняли, что у нас эти компетенции на стыке HR, ИТ и бизнеса с определенной методологией. Самая важная задача – понимание этапов, на которых происходит обмен знаниями и выстраивание правильной методологии по работе с ними. При этом универсального инструмента для управления знаниями нет, но есть много гибких платформ, которые позволяют подстраиваться под найденные точки\этапы в конкретной компании. Так, у нас в КРОК есть собственный социальный интранет, который вырос из внутреннего портала. И его ценность как раз в том, что над созданием работала совершенно разношерстная команда из IT-департаментов, маркетинга, HR и так далее.

Управление знаниями в компаниях: «сферический конь в вакууме», или правда рабочий подход, Алексей Сидорин, КРОК, обучение, знания, ускорение бизнес-процессов, управление знаниями, стандартизация, технологические инструменты, поиск информации, knowledge-менеджмент, развитие, саморазвитие, обучение на работе

Чтобы не быть голословным, приведу пример по внедрению системы по управлению знаниями у одного из наших заказчиков – крупной промышленной компании. Только за первый год использования заказчик достиг вполне измеримых результатов:

- Время получения информации от сотрудника к сотруднику сократилось в 15 раз;

Читайте также: Кому доверить обучение сотрудников компании?

- Время на принятие решений сократилось в 7 раз;

- Эффективность совместной работы сотрудников из разных отделов компании увеличилась в 3 раза;

- Количество инструкций по проектированию изделий в базе знаний за два года увеличилось в 3 раза;

- Общение сотрудников разных подразделений и постоянный обмен опытом привело к появлению 12 новых учебных программ, которые ведут сами сотрудники.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна 

 

 

 

Добавлено 16 ноября 2017




Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Партнёры

© 2012—2017 Информационно-аналитический портал HR-tv.ru. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
Закрыть
  • Новые бизнес-мероприятия
    Новые видеоматериалы
    Главные материалы недели
  • Мужчина

    Женщина

Принять участие