Что должен знать сотрудник и работодатель при ликвидации компании?

Основания для увольнения могут быть разными, например, собственное желание, соглашение сторон. К ним относится и сокращение численности штата, к которому, кстати, компании могут прибегать по собственному усмотрению. Увы, но нынешняя непростая ситуация заставит вспомнить о еще одном основании для увольнения – ликвидация компании. И, между прочим, для него тоже есть свои правила, которые закон требует соблюдать, рассказывает Елена Кожемякина , управляющий партнер юридической фирмы.

Что должен знать сотрудник и работодатель при ликвидации компании, Елена Кожемякина, BLS, что делать при ликвидации компании, ликвидация компании сотрудники, Основания для увольнения, сокращение численности штата, решение о ликвидации, Основание расторжения договора при ликвидации компании

Чтобы запустить процесс, учредители или участники акционерного общества должны на отдельном собрании принять решение о ликвидации . Сам процесс, будет небыстрым – он может занимать от полугода до года. Более того, закрыть компанию, т.е. исключить ее из реестра юрлиц (ЕГРЮЛ) можно лишь, когда работники получат все положенные выплаты.

Читайте также: «По соглашению сторон»: когда трудовые отношения разрываются с такой формулировкой

Для ситуации с закрытием есть отдельное основание, о котором говорит п.1 ст. 81 Трудового кодекса. Основание – решение о ликвидации. Затем создается ликвидационная комиссия, которая будет заниматься закрытием и всеми остальными вопросами, в том числе расторжением трудовых договоров. Для HR и сотрудников важно, что об увольнении нужно уведомить всех под роспись за 2 месяца до даты ликвидации. Об этом напоминает ст. 180 ТК РФ.

Также за 2 месяца до закрытия работодатель должен передать в службу занятости сведения о высвобождаемых работников. Необходимо сообщить все должности, профессии, квалификации и условия оплаты труда каждого работника. Если увольнение массовое – сообщите в Центр занятости за 3 месяца. Базовый критерий массовости установлен в Постановлении Правительства РФ от 05.02.1993 №99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». В него включены компании со штатом свыше 15 человек. Но власти регионов могут установить свои критерии, и лучше изучить местные законы.

Если на предприятии есть профсоюз, уведомите его за 3 месяца, на основании ст. 12 ФЗ №10 от 12.01.1996 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В уведомлении или на переговорах уточните, что все права и интересы членов профсоюза будут соблюдены.

Так как компания ликвидируется, никаких вакансий и льгот не существует: под увольнение попадут все, не будет препятствием нахождение в отпуске, на больничном или долгое отсутствие. Соответственно, в последний день трудовые договоры расторгаются по п.1 ст. 81 ТК РФ.

При этом сотрудник должен получить все положенные выплаты: зарплату за отработанное время, компенсацию за дни отпуска, пособие в размере среднего заработка, на основании ч.1 ст. 178 ТК РФ. Если в локальных актах есть другие выплаты при закрытии, их надо учесть. При отсутствии человека в день увольнения все суммы необходимо начислить на позднее одного дня после того, как он потребует рассчитаться. С другой стороны, с согласия работника увольнение можно провести досрочно. Тогда он должен получить средний заработок за оставшиеся дни.

Но досрочность остается спорным вопросом. Основанием расторжения договора является именно ликвидация, а значит, уволить по закону надо непосредственно перед удалением записи з ЕГРЮЛ. Если делать это заранее, не соблюдается основание увольнения. Причем на этот счет есть и судебная практика, более того, она неоднозначна. Люди оспаривают основание, считая, что увольнение досрочно – это сокращение, а значит, положено больше выплат. Кроме того, порой таким образом маскируется «фиктивная» ликвидация, и после увольнения компания возобновляет / продолжает работу. В таком случае суд, конечно, встанет на сторону работника.

Что должен знать сотрудник и работодатель при ликвидации компании, Елена Кожемякина, BLS, что делать при ликвидации компании, ликвидация компании сотрудники, Основания для увольнения, сокращение численности штата, решение о ликвидации, Основание расторжения договора при ликвидации компании

Есть и еще одна выплата, но получить ее очень непросто. Ст. 178 Кодекса говорит, если сотрудник будет искать новую работу больше месяца, ему надо выплатить средний заработок за второй месяц, а в исключительных случаях – и за третий (по решению Центра занятости, и если он стоит там на учете). Но обычно к этому моменту юрлицо уже ликвидировано .

Смотрите также: Особенности управления персоналом в логистике

Наконец, HR важно помнить о еще одном важном аспекте. Ликвидация – это полное закрытие и уход компании из региона, о чем также говорится в ст. 81 ТК РФ. Если в городе продолжает работать хотя бы еще один офис компании, увольнять сотрудников надо будет по сокращению. А следовательно, учитывать льготы, преимущественное право и предлагать вакансии в этом офисе.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Глухова
Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, в компаниях с безупречной репутацией и здоровой корпоративной культурой отмечается текучесть кадров ниже средней. Опрос среди сотрудников американских компаний показал, что токсичная корпоративная культура является одной из главных причин увольнений. Данный фактор опережает даже низкий уровень зарплаты. Люди готовы работать за меньшие деньги, но в более приятной обстановке. На российском рынке труда львиная доля (41%) увольнений происходит из-за постоянного стресса и выгорания на работе.

Чтобы сократить печальную статистику, необходимо объективно оценить обстановку в компании и начать действовать. Какие основные этапы придется пройти компании на пути трансформации корпоративной культуры? С какими трудностями придется столкнуться? Как донести новые ценности до сотрудников? Об этом расскажет директор по маркетингу и коммуникациям «Ингосстраха» Юлия Глухова, которая лидирует изменение корпоративной культуры в компании.