Деньги - не главное

Владимир Якуба

специалист по продажам и хедхантингу

Задать вопрос автору

В одном из детских садов израильского города Хайфа родители постоянно приходили за своими детьми с опозданием. Время позднее, детей уже давно должны были забрать, а бедная воспитательница всё сидит и сидит с ребёнком, тратя свое личное время. Тогда руководство сада пошло на очевидный шаг: введение штрафа в 3 доллара за опоздание более чем на 10 минут. И, что удивительно, количество опозданий только увеличилось. Родители перестали чувствовать стыд перед воспитателями: они ведь сидят теперь не просто так — им переработку оплачивают!

Деньги - не главное, Якуба Владимир, как нематериально стимулировать сотрудников, нематериальная мотивация, стимулировать сотрудников, наградить за хорошую работу, курсы повышения квалификации, Комфортные условия труда, продвижение по карьерной лестнице

Этот пример ярко демонстрирует, что деньги часто вступают в противодействие с моральными нормами. И иногда, чтобы не нарушить это тонкое равновесие, лучше обойтись без материальных штрафов и вознаграждений вовсе.

Читайте также: Топ-5 работающих методов нематериальной мотивации

Почему бы не закидать проблему деньгами?

Есть странное убеждение, что деньги решают все вопросы на свете. Не буду говорить банальностей, что это не так: все мы прекрасно понимаем, что на работу идут в первую очередь за деньгами. Но есть нюансы.

Представьте: лучший друг просит вас помочь ему переехать на новое место жительства. Нужно перетащить коробки. За работу он предлагает вам 10 рублей. «Как же так? Моя работа стоит отнюдь не 10 рублей, лучше бы вообще ничего не платил!», –  думаете вы.

Казалось бы: вас просят помочь ещё и предлагают заработать какую-никакую копейку, а на деле всё выглядит совсем иначе — за деньги не хочется делать вообще ничего. Ровно так выглядит излишнее материальное стимулирование. Как только речь пошла о деньгах, ваши отношения перешли из дружеской плоскости в плоскость деловую, где  10 рублей — это уже гроши.

Именно по этой причине, например, Google организовывает для своих сотрудников бесплатное питание, абонементы в спортзалы и места для отдыха в офисе. Руководство старается, насколько возможно, дружить со своим персоналом. Конечно, можно выдать все кофемашины и спортинвентарь в денежном эквиваленте — просто повысить зарплату. А питаются пусть за свои деньги! Но тогда и на дружескую атмосферу, и на переработки за «спасибо» рассчитывать не стоит.

Девять бюджетных способов нематериально простимулировать своих сотрудников:

  • Начнем с самого простого – дополнительный отдых.

Лучший способ наградить за хорошую работу — дать возможность её некоторое время не делать.  Подарите работнику лишний выходной день или увеличьте отпуск. Наконец, освободите его от рутинных переработок.

Если во время последней налоговой проверки у вашего бизнеса не выявили никаких нарушений, бухгалтеру можно дать пару лишних выходных. Или вообще нанять ещё одного бухгалтера, чтобы немного облегчить жизнь первого.

  • Профессиональная поддержка.

По своему 14-летнему опыту управления персоналом могу сказать, что некоторым сотрудникам очень важно постоянно оставаться экспертом в своей профессии. Однако на работе можно быстро растерять профессионализм — времени на саморазвитие остаётся не так много. В таких случаях можно отправить работника-молодца на обучение или связать его с ключевыми специалистами компании. Пусть развивается!

Во многих Digital-агентствах принято отправлять хороших программистов на различные курсы повышения квалификации, где они могут освоить новые навыки и отточить старые. Так они могут реализовать свои амбиции и не останавливаться в своём развитии, что для представителей этой профессии очень важно.

  • Комфортные условия труда.

Если работать в подвале — сколько денег ни плати, продуктивность всё равно будет низкой. Организуйте своим работникам комфортные условия за хорошую работу: поставьте уютные диваны и новые компьютеры (чтобы те не тормозили и не раздражали), установите кофе-машины, чтобы было, где сплетничать с коллегами.

Снова помянем Google добрым словом: у них в офисах реально можно жить. Там есть комнаты, чтобы отдохнуть и поспать, спортинвентарь для игр с коллегами, уютные лаундж-зоны и компьютеры, которые не нужно пинать, чтобы те заработали.

  • Статусная должность.

Этот пункт вовсе не о продвижении по карьерной лестнице. Просто иногда работникам, чтобы почувствовать свою значимость и статусность, достаточно называться как-нибудь по-особому.

Это может звучать смешно, но переименование должностей и отделов на самом деле оказывается эффективным. Вот, например, захочет ли кто-то говорить друзьям/близким, что работает уборщиком? Засмеют же. Уверен, что некоторые вообще лучше будут без работы сидеть, но в уборщики не пойдут. А вот о «менеджерах по клинингу» ничего плохого не скажешь — это звучит престижно и статусно.

  • Публичные похвала и порицание.

Иногда сотруднику, чтобы почувствовать себя значимым и важным, достаточно, чтобы его публично похвалили. Работает это и наоборот: впечатлительные люди, которых признали худшим сотрудником, могут начать работать эффективнее, чтобы в следующий раз не занять низшую строчку рейтинга.

У меня удаленная команда, но я тоже нахожу способы поощрить коллег. Просто пишу в чате: «В этом месяце Лена и Настя большущие молодцы!) Перевыполнили план на 20%!)». Мне это ничего не стоит, а им приятно, это повышает лояльность ко мне.

Как вариант, можно под конец месяца подвести итоги: определить лучшего и худшего работника. Хотя, конечно, слова «худший»  и «лучший» звучать не должны. Пусть это будут «самый бодрый сотрудник» и «ленивец месяца». Тут главное не создать нездоровой конкуренции. Всё должно быть по-доброму.

  • Корпоративные ритуалы и традиции.

Чтобы создать атмосферу взаимопонимания и поддержки, рекомендую придумать уникальные, только вам и вашим сотрудникам известные, ритуалы и традиции — своего рода идеологию.

Удивительно, как, например, ежегодный корпоративный велопробег сплачивает сотрудников. Может, вы будете устраивать бал-маскарад каждый новый год? Как насчёт тематических вечеринок по итогам квартала?

  • Отдых на рабочем месте.

Это некий элемент тимбилдинга. Почему бы не отдохнуть всем вместе прямо на рабочем месте? Так сотрудники сделают паузу да ещё и интересно проведут время, после чего смогут продуктивнее работать.

Во время мини-брейка на 15 минут можно проводить игры с сотрудниками: обсудите, кто какую книгу читает, выберите «главного юмориста дня», от души посмейтесь. Важно, чтобы все расслабились и на некоторое время отвлеклись от работы. Так мозг сможет нормально отдохнуть.

  • Прозрачная система повышений.

«Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот — лень» (Н.Гоголь). И очень уж хочется дополнить слова классика: и очень часто лень проявляется, когда не ясно, за что дают повышение. Если нет видимой и понятной цели, то зачем напрягаться и работать в поте лица? Исправьте это положение дел: составьте понятную систему повышений. Сделал то-то — поднялся по карьерной лестнице. Не сделал — остался на месте.

Я знаю одну московскую строительную компанию, которая может послужить нам хорошим примером: их менеджеры получают повышение за какое-то конкретное число продаж. Продал 10 квартир — получай новую должность. Не продал — сиди на старой.

  • Корпоративное доверие и открытость.

Когда начальник далёкий и неприступный, никакой эффективности от коллектива ждать не стоит. Ну а что? Он же ничего не видит, а только иногда влезает в рабочий процесс и чего-то требует. Другое дело — доверительные и открытые отношения, где босс может помочь сотрудникам, а они — ему. Потому что так принято.

Деньги - не главное, Якуба Владимир, как нематериально стимулировать сотрудников, нематериальная мотивация, стимулировать сотрудников, наградить за хорошую работу, курсы повышения квалификации, Комфортные условия труда, продвижение по карьерной лестнице

У меня в команде именно такие отношения. Я с удовольствием общаюсь с подчинёнными на «ты», знаю, кто из каких городов, кто чем увлекается. И, знаете, отдача хорошая. Я для них не просто руководитель, я хороший человек, которому можно довериться, с которым можно иметь дело.

Смотрите также: Единая онлайн-платформа для программ лояльности и мотивации – драйвер роста компаний XXI века

Мне очень нравится политика «открытых дверей». Когда с боссом можно и нужно решать проблемы, шутить и иногда спорить. Он ведь тоже человек. Например, Илон Маск, несмотря на то, что он лидер компании с международным именем, спокойно расхаживает по офису и беседует с сотрудниками. И в этом нет ничего странного. Кроме того, попробуйте наладить личный контакт с подчинёнными: попросите о помощи или помогите сами.

Вместо вывода: зачем мотивировать чем-то, кроме денег?

Согласитесь, дружеские отношения работают лучше, чем договор ТК. Мы готовы приехать в любой час дня и ночи, помогать настолько, насколько это вообще возможно, тратить своё личное время — и всё это просто потому, что нас попросил товарищ. Никто за это не платит.

Быть может, здесь и лежит ключ к увеличению продуктивности сотрудников? С ними нужно дружить (без панибратства, конечно), понимать их, помогать им — и они ответят тем же. Безоговорочной преданностью делу, готовностью перерабатывать, если того потребует бизнес, и стремлением помочь вам во всём.

А как у вас с мотивацией?

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Добавлено 13 октября 2020

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!





Комментировать
© Информационно-образовательный портал HR-tv.ru, 2012—2020. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
zen.yandex.ru/id/5c4985c078e51100ad6218d5
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
закрыть x
-->