Gapyear и другие творческие перерывы: практика не для России?

В последнее время много говорится о выгорании, слишком высоком темпе жизни и том, что в режиме многозадачности вообще-то нет ничего хорошего. Однако «нестись вперед» все уже устали, но остановиться и подумать о том, чего на самом деле хочется и что нужно для счастья и спокойствия, большинство людей, ориентированных на карьеру (причем любого возраста), пока не готовы. Хотя пути решения вопроса уже давно изобретены. Рассказывает Александр Вальцев , генеральный директор SF Education.

Gapyear и другие творческие перерывы: практика не для России, SF Education, Вальцев Александр, gapyear, поиск своего пути, творческие перерывы, пауза в карьере, перерыв в карьере, дать себе отдохнуть, долгосрочный отпуск

Впервые я столкнулся с понятием gap year в Канаде, когда учился в выпускном классе. На мой вопрос: «А чем ты планируешься заниматься дальше?» многие одноклассники говорили, что не собираются сразу идти учиться в ВУЗ, а планируют, например, поработать год-два или отправиться в путешествие. Для меня это казалось странным, так как «советская» дорожка была понятной: школа-университет-работа. Однако сейчас мое мнение существенно поменялось .

Читайте также: Увольнение «в никуда»: когда это полезно

Проще говоря, gapyear — это долгосрочный «отпуск» (дословно «промежуточный год»), который нередко берут выпускники школ, студенты ВУЗов и даже работающие профессионалы (у них, правда, это называется sabbatical — оплачиваемый отпуск длиной в год) для разных целей: обычно для поиска себя. И я считаю, что это критически важно для тех, кто не знает, чем хочет заниматься дальше. Такой «отпуск» позволяет человеку не только найти себя, но и экономит годы, выброшенные впустую.

Довольно часто можно увидеть людей, которые получают два, а то и три высших образования лишь потому, что не определились, кем хотят быть в жизни. Еще больше примеров, когда люди через силу заканчивают ВУЗ, а затем работают не по специальности, так как через 2-3 года после начала учебы поняли, что это «не их». Обычно в таких случаях давление оказывают родственники и друзья. В итоге тратятся невосполнимые годы жизни, усилия и деньги.

В свою очередь, gapyear позволяет: разобраться в себе, поднакопить денег (при условии, что выпускник будет работать, а не расслабляться на диване каждый день) и сделать необходимую передышку в учебе (или работе, если речь идет профессионалах), чтобы затем со свежими силами продолжить «грызть гранит науки». При всех этих плюсах — почему же gapyear не получил распространения в России?

Во-первых, присутствует элемент культурный и психологический. Как сказано выше, на выпускников школ оказывают огромное воздействие родители и сверстники. Трудно представить, чтобы классические папа и мама, выросшие в Советском Союзе, спокойно бы отнеслись к идее, что их чадо будет 1-2 года после окончания школы «ничего не делать» (хотя вчерашний школьник может вполне найти работу). Мало того, что это непривычно, родителям такого gapyear’щика будет сложно общаться со своими сверстниками, чьи дети начнут обучение в ВУЗе. Самому школьнику тоже сложно принять это, ведь его друзья поступят в ВУЗ и, как будет казаться в начале, пойдут дальше по жизни , пока он «топчется на месте».

Во-вторых, нельзя забывать про армию. Университет дает отсрочку от армии, куда многие юноши не спешат попасть. Если выпускник школы возьмет gapyear, скорее всего, он проведет его в армии, и тогда весь смысл этого упражнения будет потерян (либо придется один год провести в армии, а другой — заниматься поиском себя). К тому же, как подтверждают многие служившие, за год любые знания буквально выветриваются из головы. Таким образом, увеличиваются риски неуспеваемости при дальнейшей учебе в ВУЗе.

Наконец, если говорить про профессионалов, встает вопрос о деньгах. Работодатели редко готовы платить деньги сотруднику, который ничего не делает. Это могут позволить себе крупные международные компании, где практика sabbatical уже устоялась (при этом в таких компаниях эти привилегии даются только сотрудникам, которые отработали много лет). У других предприятий просто-напросто нет ресурсов для таких упражнений. В свою очередь, у соотечественников как правило нет «финансовой подушки» для того, чтобы год не работать.

Gapyear и другие творческие перерывы: практика не для России, SF Education, Вальцев Александр, gapyear, поиск своего пути, творческие перерывы, пауза в карьере, перерыв в карьере, дать себе отдохнуть, долгосрочный отпуск

В отличие от Запада, где женятся поздно, а до этого нередко живут с родителями, в России и СНГ у людей довольно рано возникают серьезные финансовые обязательства (содержать собственную семью, помогать братьям и сестрам, а также родителям). Финансовая составляющая играет огромную роль в возможности существования gapyear в принципе .

Смотрите также: Finn Flare: бизнес по-женски

Чтобы практика gapyear получила распространение в России, эта концепция должна преодолеть несколько серьезных барьеров как культурных и юридических, так и финансовых. Я считаю, что в ближайшие годы это недостижимо.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Глухова
Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, в компаниях с безупречной репутацией и здоровой корпоративной культурой отмечается текучесть кадров ниже средней. Опрос среди сотрудников американских компаний показал, что токсичная корпоративная культура является одной из главных причин увольнений. Данный фактор опережает даже низкий уровень зарплаты. Люди готовы работать за меньшие деньги, но в более приятной обстановке. На российском рынке труда львиная доля (41%) увольнений происходит из-за постоянного стресса и выгорания на работе.

Чтобы сократить печальную статистику, необходимо объективно оценить обстановку в компании и начать действовать. Какие основные этапы придется пройти компании на пути трансформации корпоративной культуры? С какими трудностями придется столкнуться? Как донести новые ценности до сотрудников? Об этом расскажет директор по маркетингу и коммуникациям «Ингосстраха» Юлия Глухова, которая лидирует изменение корпоративной культуры в компании.