Какие навыки нужны, чтобы начать карьеру в HR?

Специалисты HR сегодня как никогда востребованы на рынке труда. Отчасти это связано с развитием самой профессии: еще лет 10 назад в редких компаниях был сформирован четкий список обязанностей и зона ответственности «эйчара», а сегодня список необходимых компетенций и знаний стал очевидным. По теме HR вышла масса книг, из которых можно почерпнуть идеи для роста и развития. HR-директор Viber в Минске Марина Хомич пробует разобраться в море информации и определить, какими же качествами и навыками нужно обладать для работы с персоналом.

Какие навыки нужны, чтобы начать карьеру в HR, Марина Хомич, Viber, Специалисты HR, карьера HR, HR-специалист, функциональность HR, навыки HR, компетенции HR, Основные функции HR, HRIS-систем, работа с социальными сетями, навыки презентации

Функциональность у HR бывает разнообразной. Чем меньше компания, тем больше вероятность, что сотруднику придется быть «универсальным солдатом» с навыками в самых различных областях. Это значит, что HR-специалист должен быть очень гибким, обучаемым и способным к быстрой адаптации . Помимо прямых обязанностей ему придется хотя бы в общих чертах разобраться в отрасли, в которой работает компания. А это значит, что даже если у него есть профильное образование, многому придется активно учиться .

Читайте также: HR для начинающих

HR работает с людьми, поэтому, безусловно, навыки общения и эмпатия для такого специалиста в приоритете. Независимо от отношения к людям в целом и к какому-либо человеку в частности, специалист по работе с персоналом должен уметь распознать настроение и внутреннее состояние собеседника и построить свою речь таким образом, чтобы ее правильно восприняли. Разумеется, профессиональный HR должен всегда придерживаться этических норм независимо от темы и контекста беседы. Важным навыком также является умение разрешать конфликты, не вовлекаясь в них и не принимая ничью сторону .

С предыдущим пунктом плотно связан еще один: умение выстраивать личные границы . Это важно по нескольким причинам. Во-первых, функциональность HR пересекается с многими другими бизнес-функциями, поэтому специалист легко может попасть в ситуацию, когда от него начинают требовать решений или знаний во всех сферах, с которыми он так или иначе пересекается и взаимодействует. Во-вторых, задачи HR находятся на стыке интересов бизнеса и сотрудников. Отдел по работе с персоналом много общается с сотрудниками, знает о них практически все, поздравляет с личными праздниками, что может привести к смещению отношений из плоскости коллегиальных в  дружеские. Это не плохо, но может мешать выполнять некоторые обязанности.

Основные функции HR — найм, адаптация, оценка, обучение, выстраивание корпоративной культуры, и во всех этих процессах организатором выступает сам менеджер по персоналу. Соответственно, критично важны организаторские и административные навыки : умение собрать данные, проанализировать их, определить приоритеты, выделить стейкхолдеров и организовать необходимые процессы. С этими областями также очень тесно связан навык фасилитации — умение создать такие условия для обмена мнениями, в которых может быть принято коллективное решение или выработан план работы.

Какие навыки нужны, чтобы начать карьеру в HR, Марина Хомич, Viber, Специалисты HR, карьера HR, HR-специалист, функциональность HR, навыки HR, компетенции HR, Основные функции HR, HRIS-систем, работа с социальными сетями, навыки презентации

Отдельно хотелось бы выделить проактивность , то есть умение действовать, не исходя из сложившейся негативной ситуации, а предотвращая ее, или способствовать достижению позитивного результата. Этот навык критически важен для специалиста по кадрам, так как именно он несет ответственность за настроение и атмосферу в коллективе, а значит, должен уметь сформировать обстоятельства, работа в которых будет приносить удовольствие .

Смотрите также: Женская карьера в корпоративной среде

Я намеренно не касалась профессиональных навыков, таких как знание HRIS-систем, работа с социальными сетями, навыки презентации. Всему этому можно запросто научиться, имея определенную базу и желание развиваться профессионально. С soft skills всё далеко не так просто, но, как и любое другое умение, при должном старании их тоже можно развить.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Виктор Масленников
Роботы-помощники для HRD: умная оптимизация ФОТ

Рынок живо реагирует на изменения. Пересматриваются подходы к организации отдельных функций и бизнес-процессов, меняются и дополняются стратегические цели. Слово «оптимизация» всё чаще звучит в контексте снижения трудозатрат и стоимости отдельных рабочих операций. Высококвалифицированные сотрудники нужны для участия в формировании стоимости бизнеса, но вместо этого – выгорают на рутине, в силу чего портится картина по текучести кадров. Руководство при этом настаивает на сокращении расходов по всем фронтам, но не готово терять в качестве бизнес-процессов. И все эти новые задачи дополнительно ложатся на плечи HRD и его команды.

Виктор Масленников, руководитель группы роботизации аутсорсинговой компании «Северсталь – Центр Единого Сервиса», рассказал о рабочих инструментах оптимизации.