Командировка и служебная поездка: что должны знать HR и сотрудник

Когда обычный сотрудник, работающий в офисе, направляется в другой город, филиал или по служебному заданию, все вроде понятно. Ему оформляют командировку. Но бывают более сложные ситуации. Например, сотрудники с разъездной работой иногда отправляются по заданию в другой город или регион. Где они находятся в это время: в командировке или служебной поездке? Путаница в понятиях существует, из-за чего возникают организационные вопросы, а далее – недалеко и до рисков.

Командировка и служебная поездка: что должны знать HR и сотрудник, Елена Кожемякина, BLS, сотрудник, командировка, служебная поездка, разъездная работа, Путаница в понятиях, организационные вопросы, закон, ТК, трудовой кодекс, командировочные удостоверения, порядок организации поездок, Положение о командировках

В соответствии с законом, командировкой считается направление человека по заданию на определенный срок вне места постоянной работы. Гл. 24 Трудового кодекса РФ детально и подробно описывает правила направления и оформления командировок. Как сотруднику, так и HR-специалисту достаточно изучить эту главу и действовать соответственно. Например, командировочные удостоверения уже не нужны, за работником сохраняется его должность и средний заработок, а также возмещаются расходы, связанные с поездкой. Ст. 168 ТК РФ уточняет детали возмещения. В их числе: расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы (суточные). Размер суточных определяется компанией, но в любом случае все должно быть регламентировано. Таким образом, в каждой организации, где практикуются поездки, обязательно должно быть Положение о командировках.

Читайте также: Командировка – отнюдь не развлечение

Но я хочу рассказать о другой стороне вопроса. Ст. 166 ТК РФ определяет, что поездки сотрудников с разъездным характером работы командировками не являются. На практике исполнение обязанностей у сотрудников связано с регулярными выездами в определенных границах. Поэтому служебные поездки, прежде всего, относятся к тем, кто трудится «в поле»: курьеры, страховые агенты, медицинские представители. Они хотят считать свои передвижения командировками, а пробелы в законе и отсутствие документов создают риски.

Первый их них – управленческий. Сотрудники взывают к финансовой справедливости, просят признать поездки командировками, компенсировав расходы в соответствии с законом. Не добившись желаемого, человек может обратиться в суд с требованием возместить расходы. Еще один риск связан с возмещением из ФСС РФ. Если в ЛНА не прописаны возможные несчастные случаи во время поездок, организации будет сложно доказать связь происшествия с производством и получить положенные выплаты из ФСС для пострадавших работников.

Да, служебные поездки могут быть выгоднее и удобнее, чем командировки. Например, платить сотрудникам во время «путешествий» надо в соответствии с окладом, а не по среднему заработку. Суточные платятся только, если человек вынужден ночевать вне дома. Не надо запрашивать письменное согласие сотрудника, обремененного семейными узами, и готовить приказ о направлении в каждую поездку. Для обычных командировок это необходимо.

Прежде всего, надо проверить ЛНА, в которых описан порядок организаций поездок. «Положение об особенностях направления работников в командировки и служебные поездки» или отдельные документы по каждому виду поездок – называться он может по-разному. В нем надо прописать:

  1. Перечень работ и должностей с разъездной работой. Список – обязательное требование, основанное на ст.168.1 ТК РФ, оформить его можно как приложение к Положению.
  2. Порядок планирования и согласования поездок с руководителем.
  3. В зависимости от расстояния можно указать разные варианты (корпоративный, общественный) транспорта, чтобы избежать ненужных расходов и снизить риск аварий.
  4. Взаимодействие с руководителем во время поездки для контроля или учета рабочего времени.
  5. Срок и порядок предоставления отчета о служебной поездке.

Также в Положении стоит детализировать некоторые особенности поездок:

  • Разъездной характер и работа в пути – разные понятия. Сотрудник не трудится пока движется автомобиль, а просто перемещается между точками.
  • Лимиты, список расходов, их согласование, а также документы для подтверждения затрат.
  • Определение возможности возврата домой ежедневно и обоснования расходов по найму жилья.
  • Суточные при поездках на несколько дней. Они могут быть такими же, как при командировках.

В трудовом договоре надо обязательно указать характер работы, в соответствии со ст. 57 ТК РФ, и определить территорию. Например: «…работнику устанавливается разъездной характер работы. Служебные поездки осуществляются по г. Москве и Московской области». Поездки на большее расстояние или за пределы региона будут считаться командировкой. Четкость указанной территории очень важна. При несчастном случае в дороге и внеплановой проверке ГИТ надо доказать, что происшествие связано с производством. Если это доказать, сотрудник или его родственники получат все положенные льготы и компенсации из ФСС.

Обращу ваше внимание на другой нюанс. Оплата командировок законом описана подробно. И парадокс в том, что оплата за поездку в выходной день до сих пор урегулирована не до конца. Нормативной основой для работодателей сейчас является ст. 153 Трудового кодекса.

Когда сотрудник работает в выходной или праздничный день, ему можно предложить двойную оплату или дополнительный день отдыха. Право выбора за сотрудником, вы на это влиять не можете. Хотя варианты компенсации надо детально описать в корпоративных документах.

Если по договоренности с сотрудником вы решили оплатить работу в выходной, обратите внимание на следующее. ТК РФ говорит, что для расчета может применяться дневная или часовая ставка, а ее размер устанавливается локальным нормативным актом. Это значит, что вы определяете, как оплачивать: по двойной ставке за полный день или за каждый час. Допустим, сотрудник направлен в командировку в воскресенье в 20:00. Оплачивать ему весь воскресный день или время нахождения в пути? Выбрав почасовую схему, придется оплачивать по часам все время в пути до места назначения, а при варианте с рабочим днем – оплачивать этот день. Как ни странно, оплата рабочего дня целиком может быть более выгодна для компании.

Альтернативой двойной оплате может стать дополнительный день отдыха без оплаты. В этом случае работа в выходной оплачивается в одинарном размере. Важно понять разницу между двойной оплатой или дополнительным днем отдыха и «неоплатой». Из-за этого может получиться неодинаковая компенсация. Позиция законодателей такова: работая или находясь в пути в выходной, сотрудник не имеет права на отдых или он может этим правом воспользоваться, но тогда получит оплату в одинарном размере. Если же он жертвует ради работы своим выходным днем и не берет дополнительного отдыха, он должен получить двойную оплату.

Командировка и служебная поездка: что должны знать HR и сотрудник, Елена Кожемякина, BLS, сотрудник, командировка, служебная поездка, разъездная работа, Путаница в понятиях, организационные вопросы, закон, ТК, трудовой кодекс, командировочные удостоверения, порядок организации поездок, Положение о командировках

На практике бывает по-другому: сотрудник бесплатно работает в выходной, а потом берет отгул, который ему оплачивают как обычный рабочий день. Показывая такую схему при проверках ГИТ, компании получают требование оплатить сотрудникам за выходной день. При этом инспекторы не учитывают, что вы уже заплатили по среднему заработку отгулянный день. Такую схему показывать не стоит, правильнее – ввести законный вариант с оплатой выходного и днем отдыха или же не оформлять никаких документов на отгулы вообще. Кроме того, в отличие от часовой оплаты за работу в уикенд, предоставление часов отдыха закон не предусматривает.

Смотрите также: Переработки

Если суббота или воскресенье – рабочее время для сотрудника в соответствии с его графиком, в эти дни за ним сохраняется средний заработок. Это следует из п. 9 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749. При этом средний заработок сохраняется за весь день, независимо от того сколько часов он находился в пути.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы