Кому и зачем нужны бизнес-игры

В настоящий момент существует достаточно большое количество видов и форматов бизнес-обучения. И в этом «океане возможностей» не мудрено запутаться и сбиться с правильного пути управления персоналом.

Время от времени я получаю запрос от HR-специалистов: «Организуйте нам, пожалуйста, что-нибудь необычное, что наши люди ещё не видели. И чтобы оно включало в себя и обучение, и развлечение. Но не тренинг». Любое обучение и развитие персонала необходимо начинать с постановки конкретных целей и понимания конечных результатов, а не с идеи, чем бы ещё развлечь персонал раз есть деньги.

Зачем и кому нужны бизнес-игры, Ступак Артем, обучение и развитие персонала, Александр Славинский, оценка персонала, развлечение с мотивационным воздействием, Стратегия развития предприятия в конкурентной среде, процесс командообразования сотрудников

Суть данного запроса в том, что люди хотят обучаться в активном игровом формате, а не постигать великие истины с серьезным лицом. Возможно, это всего лишь дань моде или переменчивый ветер трендов в сфере обучения взрослых людей. А может быть действительно один из наилучших способов развития персонала — проводить бизнес-игры, в которых будет теория, отработка навыков, процесс командообразования сотрудников и развлечение с мотивационным воздействием.

Читайте также: Геймифицированный e-learning: 33 игры в одном курсе или как повысить эффективность электронного обучения

Как сказал известный революционер и государственный деятель А. В. Луначарский: «Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры». Хоть и принято считать, что игра это удел ребёнка, но и взрослому человеку это полезно. Человек играет всю жизнь: с детства и до самой старости, меняется только вид игры, её масштаб ну и, конечно же, ставки.

Со своим коллегой бизнес-тренером и игротехником, а также деканом факультета экономики и управления РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Александром Славинским мы проводим оценку персонала, в которой стали применять авторскую игру Александра «Стратегия развития предприятия в конкурентной среде». Уже более десяти лет Александр проводит свою игру для компаний топливно-энергетического комплекса, космической и высокотехнологичных отраслей.

Суть игры:

  • Участники делятся на игровые предприятия определённой сферы деятельности, занимая какую-то из управленческих должностей.
  • В процессе игры команды управляют функциями своей компании: производство, маркетинг и продажи, финансы. Соревнуясь с друг другом.
  • Итоги игры рассчитываются по финансовым результатам каждой отдельной компании. Победила та команда, которая показала наилучшее финансовое состояние своего предприятия к концу второго дня.

Что даёт игра участникам:

  • Развитие стратегического мышления и прогнозирования.
  • Осознание и понимание функций руководителя.
  • Понимание принципов принятия управленческого решения.
  • Развитие лидерских качеств.
  • Умение работать в команде.
  • Понимание принципов и законов рыночной экономики.
  • Развитие навыка принятия решения в стрессовой и критической ситуациях.
  • Осознание стратегий рынков «красного» и «голубого» океана.
  • Развитие навыков коммуникации.

Проведя уже не один десяток таких игр в ведущих компаниях топливно-энергетического комплекса России и на программах Master of Business Administration (MBA) в Международной Школе Бизнеса РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина и НИТУ МИСиС, мы заметили что формат бизнес-игры хорошо подходит для проведения комплексного ассессмента для различных задач. После проведения пилотной комплексной оценки на основе бизнес-игры в одной компании нефтегазовой отрасли, мы убедились в эффективности нашего подхода, который заключался вот в чём:

  • В первую очередь команде управленцев из двадцати человек была проведена диагностика по типу поведения людей DISC, типу личной мотивации Motivators, уровню развития эмоционально интеллекта (EQ). В результате заказчик получил отчёт по всем трём инструментам оценки на каждого руководителя.
  • По результатам предварительной оценки были даны консолидированные данные по всей команде в целом и по каждому респонденту в отдельности. Разобраны сильные стороны и зоны роста, наилучшая командная роль, мотивационный профиль, уровень развития навыков эмоционального интеллекта, и как они влияют на результат работы руководителя. На основе всех этих данных заказчик поставил цели на проведение бизнес-игры, в которой просил обратить внимание и проверить в игровом формате как именно будут вести себя те или иные участники. Тем самым, мы сопоставили результаты тестирования с практическими действиями руководителей во время самой игры.
  • Во время игры мы оценивали поведение каждого руководителя, то как они договариваются между собой, какие решения принимают, на основе каких фактов и как планируют развитие своего предприятия, а также личностные особенности и модели поведения. Учитывая тот факт, что у нас перед глазами уже были результаты персональной оценки.
  • В результате предварительной оценки по трём инструментам и после двухдневной бизнес-игры мы дали полноценную обратную связь заказчику по всей команде топ-менеджеров. И только после этого формировали программу дальнейшего обучения и развития с конкретными темами тренингов и персональным коучингом.

Как сейчас модно говорить, какие «инсайты» мы вынесли по результатам работы:

  • Ещё раз убедились, что проводить обучение без оценки развития персонала — всё равно что стрелять из пушки по воробьям. Конечно, обучаться полезно будет всем, вопрос только в том насколько и кому именно. Лучше делать это точечно, тем более, если бюджет «не резиновый».
  • Порой заказчик сам не знает своих же руководителей, а иногда и просто «глаз замыливается», привыкаешь к людям. Например, в результате игры заказчик понял почему один из региональных директоров постоянно не справляется с поставленными задачами. В процессе оценки и игры были выявлены и проверены причины поведения сотрудника, его профессиональные компетенции как руководителя. На основе этого заказчик понял, что дальше с ним делать.
  • Комплексный подход в ассессменте взаимодополняет друг друга и делает общую оценку гораздо точнее. Предварительная оценка по DISC, Motivators и EQ даёт карт-бланш самому оценщику, даёт «почву» для «докрутки» бизнес-игры именно под эту группу руководителей, учитывая их особенности и специфику бизнеса. Ну, и конечно же, сами отчеты диагностики остаются на руках у заказчика и респондентов для дальнейшего самостоятельного развития и использования в будущих тренингах, таких как «Командообразование с DISC», «Эмоциональный интеллект» и «Мотивация персонала».
  • Благодаря смене роли в игре (производственники заняли позиции маркетологов и наоборот), руководители смогли ощутить себя «в чужой шкуре» и понять, почему их коллеги в реальной жизни принимает такие решения. Часто бывает, что отделы в компании борятся друг с другом, искренне полагая, что именно их деятельность является ключевой для всей организации, а все остальные должны подстраиваться под их ритм и темп работы. Таким образом, одно из главных открытий для участников, была возможность посмотреть на бизнес-процессы компании «другими глазами».
  • Заказчик всегда должен принимать участие в постановке целей на ассессмент, обсуждении результатов оценки и формировании плана обучения. Никакие варианты из серии «вы же профи, сами как-нибудь их там оцените и обучите, нам только важно, чтобы они потом нам кучу денег заработали» здесь не пройдут. В работе с персоналом надо «идти с открытыми глазами», не перекладывая ответственность ни на кого.

Так для кого же и зачем нужны бизнес-игры?

Зачем и кому нужны бизнес-игры, Ступак Артем, обучение и развитие персонала, Александр Славинский, оценка персонала, развлечение с мотивационным воздействием, Стратегия развития предприятия в конкурентной среде, процесс командообразования сотрудников

Наш опыт показал, что собственники компаний, генеральные директора, топ-менеджеры и HRD могут достичь следующих целей с помощью игрового формата:

  • Оценка руководителей в практике, пусть и игровой.
  • Развитие управленческих навыков.
  • Командообразующий эффект.
  • Расширить понимание бизнес-процессов засчёт смены роли в игре.
  • Основание для формирование плана обучения и развития.
  • Формирование кадрового резерва.

Итак, учитывая законы андрогогики, профессионально созданная и проведённая бизнес-игра может сочетать в себе несколько функций: оценки, обучения и развлечения персонала.

Смотрите также: Cтратегическая игра "Штабные учения"

Наверное, Альберт Эйнштейн был прав: «Игра — высшая форма исследования», в котором мы изучаем себя, других и наше способы взаимодействия между собой.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?
Юлия Глухова
Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, в компаниях с безупречной репутацией и здоровой корпоративной культурой отмечается текучесть кадров ниже средней. Опрос среди сотрудников американских компаний показал, что токсичная корпоративная культура является одной из главных причин увольнений. Данный фактор опережает даже низкий уровень зарплаты. Люди готовы работать за меньшие деньги, но в более приятной обстановке. На российском рынке труда львиная доля (41%) увольнений происходит из-за постоянного стресса и выгорания на работе.

Чтобы сократить печальную статистику, необходимо объективно оценить обстановку в компании и начать действовать. Какие основные этапы придется пройти компании на пути трансформации корпоративной культуры? С какими трудностями придется столкнуться? Как донести новые ценности до сотрудников? Об этом расскажет директор по маркетингу и коммуникациям «Ингосстраха» Юлия Глухова, которая лидирует изменение корпоративной культуры в компании.