Менторство как метод. Его преимущества и эффективность

Современное образование стремительно обрастает новыми тенденциями: оно решительно отходит от традиционного теоретического подхода в пользу реальной, практической связи с объектом изучения. Представители  бизнес-среды заинтересованы в результате больше, чем в условном проекте, поэтому новые технологии и методы работы рассматриваются как более предпочтительные. А для разработки и внедрения таких технологий нужны соответствующие кадры. Таким образом, процесс получения более качественного и быстрого результата строится на подготовке технически подкованных специалистов, не только понимающих механизмы работы отрасли, но и умеющих грамотного их применять на практике. Рассказывает Екатерина Смирнова , эксперт SF Education.

Менторство как метод. Его преимущества и эффективность, Екатерина Смирнова, SF Education, Менторство, обучение на рабочем месте, контакт с наставником, технология менторства, наставничество, комплексный метод обучения, образовательные технологии, менторинг

Достичь поставленнцю цель можно с помощью такого образовательного подхода, как менторство или менторинг . Сам термин менторство означает «поучение», английское слово mentor может быть переведено как куратор, наставник или руководитель.

Читайте также: Обучение персонала: школа талантов, клуб киноманов и другие

Менторство (наставничество) – это обучение с помощью предоставления видимой модели действий и обратной связи в процессе освоения навыком . Иными словами,  это комплексный метод обучения, в котором более опытный сотрудник делится своими навыками и умениями с менее опытным по принципу «учу тому, что знаю сам». Метод менторства подразумевает реализацию четырех основных этапов: «подготовка, обсуждение, уполномочивание и завершение».

Обычно менторинг предполагает

  • наличие четкого плана у наставника,
  • обратную связь в процессе освоения каждого из рабочих аспектов и
  • ограничение по времени и по количеству участников под началом ментора.

Каждая компания устанавливает сроки и количество учеников индивидуально.

Сегодня менторинг – одна из актуальнейших образовательных технологий. Ее использует Сколково (образовательная программа «Менторская программа Сколково»), образовательный проект «Технопарк», «Мой ментор» и многие другие.

Наставничество как метод нужно для того, чтобы:

- создавать личным примером мотивацию для обучения;

- передавать накопленные знания и навыки внутри компании;

- раскрывать потенциал обучающегося сотрудника.

Преимущество менторства перед другими образовательными технологиями заключается в том, что оно предоставляет возможность обучения прямо на рабочем месте. При этом оно выгодно отличается от, например, внутреннего обучения тем, что предполагает наличие персонального контакта с наставником. Обычно корпоративное обучение включает в себя посещение вебинаров, просмотр обучающих роликов и участие в онлайн-курсах, но не дает возможности оценить свои успехи через призму опыта более компетентного коллеги. Менторский принцип обратной связи – один из основополагающих, именно он во многом обуславливает эффективность данной технологии .

Менторинг сочетает в себе коучинг и преподавательскую деятельность: здесь и теоретическая база, и практическое освоение навыка, и обратная связь. Наставник рассказывает, как работает та или иная рабочая технология, показывает, как он ее реализует, затем дает возможность ученику опробовать свои собственные силы, после чего дает оценку его действиям с помощью пояснительного комментария.

Ментор может выполнять различные функции в процессе взаимодействия со своим протеже, однако цель его работы всегда одна: выбрать наиболее эффективную тактику обучения и научить молодого специалиста конкретным компетенциям. Исследователи разделяют этапы развития ученика, через которые он должен пройти вместе с наставником:

  1. Неосознанная некомпетентность – новичок не ориентируется в потоке информации, не понимает, какими навыками должен овладеть;
  2. Осознанная некомпетентность – новичок понимает, какими именно навыками он не обладает и хочет их освоить;
  3. Осознанная компетентность – сотрудник владеет навыком в полной мере, но постоянно находится под внешним контролем;
  4. Неосознанная компетентность – сотрудник владеет навыком и автоматически его применяет, способен самостоятельно анализировать дальнейшие перспективы собственного роста и вычленять слабые стороны.

С точки зрения ментора эти же стадии выглядят несколько иначе:

  1. Инициация – наставник получает ученика, начинает формировать условия для продуктивного взаимодействия и ставит обязательные задачи для развития протеже;
  2. Культивация – между участниками образовательного процесса уже установлен контакт, ментор постепенно включает новичка в процесс и показывает механизмы работы, предоставляет возможность для практики;
  3. Сепарация – протеже овладел навыком в достаточной мере, поэтому наставник постепенно снижает уровень контроля;
  4. Реформация – цели менторства достигнуты, протеже способен самостоятельно выполнять свои обязанности в качестве специалиста.

Менторство как метод. Его преимущества и эффективность, Екатерина Смирнова, SF Education, Менторство, обучение на рабочем месте, контакт с наставником, технология менторства, наставничество, комплексный метод обучения, образовательные технологии, менторинг

Таким образом, менторство как образовательная технология формирует сотрудника, способного к критическому мышлению. Он не только осваивает прошлый опыт старших коллег, но и трансформирует его в зависимости от регулярно меняющихся нужд компании. Так формируется сообщество коллег с индивидуальным взглядом на рабочий процесс, но обладающее одинаковой первоначальной базой знаний и навыков . В конечном счете работодатель имеет квалифицированных подчиненных, способных решать задачи как индивидуально и независимо, так и работая в команде.

Смотрите также: Как ДОМ.РФ организовал подготовку профессионалов по новой специальности

Для того, чтобы успешно достигнуть заявленных целей, ментор должен применять ряд обязательных методик в своей работе с учеником:

  • консалтинг (воодушевлять и выслушивать, определять проблемы),
  • коучинг (помогать в освоении навыками) и
  • тьюторинг (разъяснять материал).

Очень важно создавать дружескую и доверительную атмосферу взаимодействия, которая часто трансформируется в настоящую дружбу по окончанию процесса обучения. А позитивные условия контакта между сотрудниками во многом определяют коммерческий успех всей организации. Следовательно, менторство как метод позволяет не только обучить новых сотрудников,  но и внедрить их в коллектив, что в итоге повысит производительность труда не только одного отдельно взятого работника, но и отдела в целом.

Любое обучение – это инвестиция, а инвестиция должна окупаться. Одна консалтинговая компания представила результаты из расчета на одного молодого специалиста, полученные после внедрения системы наставничества (СН) у клиента:

Очевидно, что технология менторства помогла оптимизировать издержки, и целесообразно ее использовать дальше.

Что имеем в сухом остатке: менторство – эффективный метод обучения, который позволяет получить квалифицированного специалиста, улучшить взаимоотношения между сотрудниками внутри компании, увеличить производительность труда и сократить затраты компании на обучении и поиске сотрудников.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Глухова
Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, в компаниях с безупречной репутацией и здоровой корпоративной культурой отмечается текучесть кадров ниже средней. Опрос среди сотрудников американских компаний показал, что токсичная корпоративная культура является одной из главных причин увольнений. Данный фактор опережает даже низкий уровень зарплаты. Люди готовы работать за меньшие деньги, но в более приятной обстановке. На российском рынке труда львиная доля (41%) увольнений происходит из-за постоянного стресса и выгорания на работе.

Чтобы сократить печальную статистику, необходимо объективно оценить обстановку в компании и начать действовать. Какие основные этапы придется пройти компании на пути трансформации корпоративной культуры? С какими трудностями придется столкнуться? Как донести новые ценности до сотрудников? Об этом расскажет директор по маркетингу и коммуникациям «Ингосстраха» Юлия Глухова, которая лидирует изменение корпоративной культуры в компании.