Мультизадачность VS многофункциональность

Возможно ли сохранить высокую интеллектуальную продуктивность в режиме многозадачности? Что делать, чтобы наш мозг не уставал и сохранял высокую эффективность? Какие сотрудники по-настоящему ценны для компании? Об этом рассуждает исполнительный директор Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии» Ольга Чижевская .

Мультизадачность VS многофункциональность, Лига подиатрии, Ольга Чижевская, Мультизадачность, Быстрый ритм жизни, как быть высокоэффективным, сохранять высокую эффективность, работать с высокой интенсивностью, многофункциональность, опасность многозадачности, тренировка концентрации, выполнение двух когнитивных задач

Как владелец бизнеса и работодатель я часто сталкиваюсь со стереотипом о многозадачности. Дескать, чем больше дел мы выполняем одновременно, тем более мы эффективны.

Читайте также: Многозадачность – великое заблуждение XXI века?

Тем, кто по-прежнему так считает, могу рекомендовать прочитать книгу доктора медицины, нейропсихиатра и бизнес-консультанта Тео Компернолле «Освободи мозг: Что делать, когда слишком много дел». Принципы этой книги подтверждают и многие отечественные эксперты-коучи.

Внимание! Делая много вещей одновременно, мы неизбежно становимся менее эффективными.

Неврологи Массачусетского технологического института (MIT) пришли к выводу, что человеческий мозг не способен эффективно справляться с несколькими задачами одновременно. Он может лишь «жонглировать» ими с переменным успехом. Префронтальная кора мозга, ответственная за согласование мыслей и действий, работает по принципу многоканального телефона. Когда один канал задействован, информация по-другому «стоит в очереди». Есть даже такой специальный термин – «цена переключения», обозначающий падение производительности мозга в моменты, когда мы переключаем внимание с одной задачи на другую.

Мне попалось любопытное исследование, проведенное социологами Лондонского университета. В нем приняли участие 1100 работников разных сфер бизнеса, трудящихся в режиме мультизадачности. Согласно их тестам, коэффициент интеллекта у таких сотрудников в периоды большой загрузки уменьшался значительнее, чем у курильщиков, злоупотребляющих легкими наркотиками, или людей, страдающих депривацией сна (длительной бессонницей).

Привычка отвлекаться, или Осознайте опасность многозадачности

Быстрый ритм жизни поощряет нас думать обо всем сразу. Но мы плохо осознаем отстроченные риски такого поведения. Представьте, что вам нужно проехать 10 км на велосипеде. Вы набираете скорость, но вдруг вынуждены тормозить по той или иной причине. Из-за вынужденной остановки вы потеряли взятый темп и вам необходимо снова прилагать усилия, чтобы хорошенько разогнаться. Ровно такая же ситуация с работой над проектами, требующими серьезного погружения. Вы только вникли в суть, как…

Переключаясь между задачами, мы автоматически расплачиваемся «затратами на переход». Согласно ряду исследований, для того чтобы вернуться к прежнему уровню внимания, потребуется до 23 минут.

Американские психологи еще в 70-х гг. прошлого века описали понятие «потока» — состояние глубокой погруженности в выполнение задачи, при котором весь остальной мир словно ускользает от нашего внимания. Дальнейшие исследования показали, что сотрудники в состоянии потока работают в пять раз продуктивнее.

Сьюзан Дэвид, доктор философских наук, психолог Гарвардской медицинской школы в своей книге «Эмоциональная гибкость» уверяет, что трудности с концентрацией внимания из-за привычной мультизадачности и последующая низкая производительность — серьезная проблема людей в современном мире.

К слову, пагубная привычка переключаться, как и любые другие, легко закрепляется. Психологи назовут это дефицитом внимания, а я называю это синдромом «ложной многозадачности». Такие сотрудники, выполняя рутинную работу, сами ищут, на что отвлечься: лишний раз проверить почту, чаты WhatsApp.

В силу специфики бизнеса я много работаю с врачами. Так вот, ответьте честно на вопрос: хотели бы вы, чтобы вас оперировал хирург, который бегает между несколькими операционными столами, а в промежутке участвует, скажем, в видеоконференциях?

Есть ли у привычки многозадачности обратный ход?

Конечно! Концентрацию, как мускулы, никогда не поздно тренировать . Внимание — это мышца разума, и правильными упражнениями ее можно накачать.

Помним, что выполнение двух когнитивных задач одновременно — невозможно. Если вы заняты делом, требующим вовлеченности и интеллектуального труда, все остальные задачи подождут. Поток писем, сообщений в мессенджерах, пуш-уведомления, внеурочные звонки. Единственное, что может вас заставить отвлечься – пожарная сигнализация. Все остальное – нет.

Помним, что пребывать в повышенной концентрации и работать с высокой интенсивностью все восемь рабочих часов невозможно и чревато истощением. Зато заданная цикличность «работа – отдых – работа – отдых» помогает мозгу достичь максимальной сосредоточенности.

Минуты отдыха тратим не на бессмысленный скроллинг соцсетей – для мозга это тоже работа! Хороший способ перезагрузить мозг – медитация, например.

Физические упражнения также способствуют эффективной работе мозга. Мне, например, в перерывах между мозговыми штурмами помогают занятия на балансировочной подушке (эластичный резиновый диск, наполненный воздухом). Создавая нестабильную поверхность, этот тренажер заставляет работать многие мышцы одновременно, включая мелкие – стабилизаторы. Есть и бонус! Во время физической активности наше тело выделяет определенные химические вещества – белки-нейротрофины. Они стимулируют и поддерживают развитие нейронов и создание новых нейронных связей. Мозг отдыхает и тренируется одновременно, повышая свою чувствительность к этому белку.

Не забываем о правильном питании. Когда мозг серьезно сосредоточен на важном задании, он быстро расходует «топливо». Главный симптом того, что мозг перешел в «режим энергосбережения» – рассеянность в купе с раздражительностью. Похоже, очередной перерыв на отдых нужно совместить с грамотным перекусом. В моем случае обед часто включает продукты, богатые Омега-3 жирными кислотами (строительный материал для клеточных мембран мозга). А вот глюкозу (конфетки, булочки) стараюсь избегать – быстрый выброс инсулина, напротив, негативно влияет на когнитивные способности.

Начальник, которого вы не заслужили

В российском деловом климате долгое время была распространена игра «успеть всё». При этом важно понимать, что подверженный мультизадачности менеджер среднего звена попросту опасен для бизнеса.

Хотят они этого или нет, но работая в режиме «одним махом семерых убивахом»,  такие менеджеры сигнализируют подчиненным, что ожидают от них такого же поведения. Стрессовая атмосфера в офисе приводит к ошибкам. При таком режиме 99% сотрудников отдела рано или поздно перегорают.

Кстати, часто такой специалист имеет сниженный «эмоциональный интеллект», грешит отсутствием эмпатии. А значит, недостаточно контролирует и замотивированность сотрудников отдела. Например, у каждого из нас есть определенный процент дел, та работа, которую мы делаем с трудом. И важно не допускать, чтобы у линейных исполнителей этот процент был выше 10-15%. Переключаясь между приятными и трудными делами, мы поддерживаем мотивацию. И это не только моя позиция как руководителя, это жизненный опыт. Я вижу это по себе: когда мне интересно что-то делать, я изучаю что-то новое, развиваюсь, то выгорания не случается.

Делу - время

Любой руководитель может попасть в ловушку, если будет практиковать отправку сообщений вне офисного графика. Даже если они не рассчитывает на немедленный ответ. Опыт показывает, что воспитанные в мультизадачности подчиненные чувствуют себя обязанными ответить оперативно, даже если вопрос не срочный, а на календаре – воскресенье. Такое поведение часто считается безобидным, но, как показывают исследования, такие привычки, могут существенно отразиться на работе команды . Причем, в условиях эпидемии Covid-19, когда грань между офисом и домом зачастую стерлась, напряженность усиливается.

Мультизадачность VS многофункциональность, Лига подиатрии, Ольга Чижевская, Мультизадачность, Быстрый ритм жизни, как быть высокоэффективным, сохранять высокую эффективность, работать с высокой интенсивностью, многофункциональность, опасность многозадачности, тренировка концентрации, выполнение двух когнитивных задач

Какой сотрудник по-настоящему эффективен?

Некоторые руководители ошибочно проводят параллель между многозадачностью и многофункциональностью. Но это не тождественные навыки.

Многофункциональность – продолжение принципа longlife learning. Последователи этой парадигмы легко получают новые навыки и перестраиваются на лету. Этакая «дозаправка в воздухе», только топливо – новые знания и умения. Их интеллект легко может быть использован на новых направлениях бизнеса. При этом они целиком и полностью поддерживают ценности компании и действуют в соответствии с ее ДНК.

Смотрите также: Развитие сотрудников через геймификацию в Dentsu Aegis Network

Многофункциональность – неоспоримое преимущество для сотрудника нашей компании. Мы постоянно выходим на новые уровни бизнеса, рассматриваем перспективы реализации новых услуг в отрасли и т.д. Сотрудник, лояльный к компании и готовый расширять сферу свой компетенции – тот человек, который нам нужен и который всегда приживется в нашем дружном коллективе.

Считать, что вы можете уделять полноценное внимание нескольким делам одновременно — опасная иллюзия. Вовлеченность в тот процесс, который на данный момент в приоритете – вот она, стратегия успеха!

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы