Образование — это ключевая точка роста человеческого капитала

В основе ИТ всегда находятся люди, а образование — это ключевая точка роста человеческого капитала. В Ростовской области сложилась структура, которая хочет и может помогать вузам улучшать ИТ-образование и делать это системно, рассказывает Александр Букуров , генеральный директор агентства «Вебпрактик», президент фонда «Развитие ИТ-образования» (Ростов-на-Дону) .

Образование — это ключевая точка роста человеческого капитала, Александр Букуров, Вебпрактик, Развитие ИТ-образования, подготовка ИТ-специалистов, кадровый голод в ИТ, кадровый голод 2022, кадровый голод в россии, причины кадрового голода, испытывать кадровый голод, кадровый голод it

В октябре 2021 года был создан фонд «Развитие ИТ-образования». 16 компаний - лидеров ИТ-отрасли Ростовской области, объединились с целью взаимодействия бизнеса, образовательных учреждений и государства через программы и инициативы Фонда. Это позволит трансформировать процесс подготовки ИТ-кадров, содействовать профессиональному росту ИТ-педагогов, сформирует сильное ИТ-сообщество и даст новый импульс развития отрасли в регионе.

Читайте также: Исследование российского рынка труда в сфере IT

Фонд предлагает не просто инициативы, а комплекс мер и практических решений для формирования человеческого капитала для ИТ-отрасли, которые можно тиражировать в любом регионе.

Например:

  • грантовая поддержка лучших педагогических практик в сфере информационных технологий,
  • целевые программы переподготовки кадров, включая оплачиваемые стажировки педагогов в ИТ-компаниях,
  • тесная интеграция экспертов-практиков и реальных рейсов в обучающий процесс.

Не только в Ростовской области, но и во многих других регионах России есть проблемы с качеством подготовки ИТ-специалистов в вузах.

1.Кадровая проблема усугубляется уходом с рынка ведущих мировых вендоров и релокацией российских ИТ-компаний. Выходом из ситуации может стать трансформация взаимодействия бизнеса, образовательных учреждений и государства для качественной пересборки образовательных процессов. Качество подготовки студентов может быть выше, если ИТ-компании будут вовлечены в образовательный процесс.

2. Каждый год в Ростовской области выпускается 2,5 тыс. студентов по ИТ-специальностям. Но в отрасль приходит всего 5% выпускников. На текущий момент рост отрасли определяется не количеством выпускников, а количеством специалистов, которых ИТ-компании могут переобучить за счет собственных ресурсов. Но они ограничены.

3. Проблему дефицита школьных учителей информатики и преподавателей ИТ-специальностей в вузах способна решить специальная программа переподготовки и мотивации кадров. Решения, которые предлагает Фонд, способны нивелировать негативные тренды и дать позитивные изменения в перспективе 3-5 лет.

Фонд «Развитие ИТ-образования» сотрудничает с крупнейшими вузами региона: Южный федеральный университет, Донской государственный технический университет, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», Южный Университет ИУБиП, Ростовский колледж связи и информатики, филиал МТУСИ.

В партнерстве с вузами компании-участники Фонда максимально задействуют свою экспертизу и возможности для повышения качества подготовки ИТ-кадров . Это адаптация учебных программ с учетом современных технологий, внедрение принципов командной работы над дипломными работами, регулярные мастер-классы, хакатоны от ИТ-компаний в процессе обучения, публичные защиты дипломных проектов студентов с участием представителей отрасли. Уже в новом учебном году Фонд готов реализовать проект «Цифровые кафедры» совместно с ЮФУ для профессиональной переподготовки учащихся инженерных и гуманитарных специальностей.

Студенты ИТ-направлений смогут получить дополнительные компетенции в своей профессии, а студенты гуманитарных направлений пройдут обучение основам алгоритмизации и программирования. Ещё один проект - это «База кейсов».

Работа с реальными проектами это эффективный метод обучения. На сайте Фонда есть библиотека кейсов по различным ИТ-направления, и каждый студент может продемонстрировать свои знания и навыки, предоставив решение конкретной бизнес-задачи. Кейс содержит подробное описание проблемы, материалы для ознакомления, цели и задачи, а также контакты кейс-держателя, которому можно задать вопросы и получить отраслевую экспертизу и поддержку со стороны профессионального сообщества.

Образование — это ключевая точка роста человеческого капитала, Александр Букуров, Вебпрактик, Развитие ИТ-образования, подготовка ИТ-специалистов, кадровый голод в ИТ, кадровый голод 2022, кадровый голод в россии, причины кадрового голода, испытывать кадровый голод, кадровый голод it

Также Фонд предлагает комплекс мер и решений по переподготовке и поддержке ИT-преподавателей. Это оплачиваемые стажировки в ИТ-компаниях, целевые программы переподготовки кадров и грантовая поддержка лучших педагогических практик в ИТ. Оплачиваемые стажировки для преподавателей проходит по индивидуальным траекториям обучения через погружение в рабочие процессы ведущих ИТ-компаний. Стажировка длится 6-8 недель. Преподаватели из РГЭУ «РИНХ» и МТУСИ уже готовы внедрить новые знания и практические навыки, приобретенные во время летних стажировок, улучшить учебный процесс и качество подготовки студентов.

Смотрите также: Как сформировать сообщество лучших сотрудников: кейс от «Казахтелеком»

«Золотая сотня ИТ-преподавателей» это инвестиционный проект Фонда для трансформации системы подготовки ИТ-кадров за счет перераспределения налогов ИТ-компаний. Государство инвестирует большие деньги в подготовку ИТ-специалистов, а по факту только 5-7% выпускников доходит до региональных компаний. За счёт федерального бюджета нельзя переобучить всех преподавателей, поэтому Фонд готов в рамках своего проекта подготовить сто лучших, которые пройдут через специальную систему отбора и переобучения, подтвердят свою квалификацию и получат грантовую поддержку. И если государство со своей стороны компенсирует разницу зарплаты между отраслевой и преподавательской и предложит им другие системные и финансовые льготы, то это только значительно усилит эффект и ускорит процесс.

Проблема кадрового голода в ИТ-индустрии начинается не с вузов, а со школ: это профориентация детей и базовые знания студентов на старте. Каждый год качество абитуриентов снижается. И даже самые огромные инвестиции в высшую школу не решат эту проблему. Надо обучить ИТ-компетенциям школьных учителей, чтобы они могли делиться этими знаниями с детьми.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы