План действий при столкновении с критикой

Тимур Али-Заде

Фонд «Будущие Лидеры»
региональный директор

Задать вопрос автору

Спастись от критики можно только одним способом - ничего не делать, лучше даже не шевелиться. На практике этот способ малоприменим, а ведь по сути, с критикой в свой адрес можно столкнуться на каждом шагу: недовольный начальник, коллега с плохим настроением или просто склочный человек в общественном транспорте. Отдельно стоят те, кто в принципе не способен радоваться успехам других и с радостью помогают культивировать синдром самозванца. О том, как реагировать на критику, обоснованную и необоснованную, рассказывает Тимур Али-Заде, региональный директор Фонда «Будущие Лидеры».

План действий при столкновении с критикой

Единого алгоритма ответов при обоснованной и необоснованной критики нет. Много зависит от личных качеств: самооценки, характера, уверенности в собственной правоте, эмоциональности, вежливости и еще ряде факторов, включая погоду.

Если попытаться создать схему реагирования на критику, то первым вопросом будет «Критика обоснована или нет?»

Если ответ «Да»:

Первое, что нужно понять в таком случае - ничего смертельного не произошло. Все совершают ошибки, куда важнее сделать выводы после этих ошибок, и не допускать подобного вновь. Кроме того, важно создать алгоритм действий на случай, если подобная ошибка повторится еще когда-либо (даже если не по вашей вине).

Второе - не стоит сразу же обижаться и эмоционировать. Конечно, многое зависит от формы, тона и высказываний, в которых выражается критика. Отвечать криками на крик - самый быстрый способ превратить даже небольшую проблему в скандал или даже заявление об увольнении. Имеет ли смысл столь остро реагировать? Каждый решает сам.

Третье - рекомендуется спокойно и аргументированно выразить свою точку зрения на произошедшую ситуацию, а также пояснить, почему было принято то или иное решение. Нередки ситуации, когда критикующий не обладает достаточной информацией. 

Четвертое - не стоит сразу бежать и пытаться все исправить. Потому что на эмоциях можно наломать еще больших дров.

Пятое - если проблема действительно серьезная, то лучше посоветоваться с коллегами и найти быстрый и эффективный способ решения.

Шестое - выйти на воздух, выпустить пар и понять, что через год это не будет иметь никакого значения.

Читайте также: Как «поругать» подчиненных, чтобы те не потеряли мотивацию

Если ответ «Нет»:

В случае отрицательного ответа, в первую очередь, стоит задать вопрос о причинах критики. Вполне вероятно, что критикующий это делает из-за отсутствия информации.

Стоит подойти к обоснованной и подтвержденной фактами аргументации ваших действий и описаний причинно-следственных связей в формате: была задача «Х», было сделано 1,2,3...10. По итогам этих действий получены результаты такие-то. Не лишним будет еще раз уточнить, чем обоснована критика. Обычно спокойного аргументированного диалога достаточно для выяснения всех вопросов и сведению критики на нет.

Если хватает знаний говорить на «языке» критикующего, то это может упростить дело. Например, с финансовым директором или руководителем проще всего говорить на языке цифр и прибыли, с директором по маркетингу - на языке охвата и стоимости клика. Бывают прецеденты, когда руководство таким образом проверяет «характер» подчиненных, чтобы лишний раз убедиться в уровне профессионализма сотрудников.

В контексте критики отдельно стоит упомянуть про синдром самозванца, которому иногда подвержены даже самые успешные люди. Если вы уверены в правильности собственных решений, особенно когда на руках есть доказательства этому, ни в коем случае нельзя допустить даже мысль, что удача была случайной, решение оказалось правильным благодаря хорошему стечению обстоятельств и пр. Есть люди, которые в принципе живут критикой других: вне зависимости от статуса или уровня принятий решений - такие люди умеют вызывать сомнения в собственных силах и принятых решениях даже при железных доказательствах успеха.

Вне зависимости от обоснованности критики, главное - сохранять спокойствие и чувство юмора. В конце концов, спокойная аргументация и готовность к диалогу творят чудеса.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Добавлено 22 июня 2018

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!





Комментировать
© Информационно-образовательный портал HR-tv.ru, 2012—2020. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
zen.yandex.ru/id/5c4985c078e51100ad6218d5
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
-->