Моя продуктивность: рецепты преодоления прокрастинации

Прокрастинацию можно назвать болезнью поколения. Сколько раз за последнюю пару месяцев вы откладывали неприятные или чересчур энергозатратные дела в долгий ящик? Как часто под воздействием неведомой силы вы часами листали новостную лету в Facebook вместо того, чтобы сесть и написать, например, отчет? Лень овладевает нами именно в самый ответственный момент, притормаживая процесс развития, движения вперед. Каждый, кто сейчас читает эту статью, прочитал уже сотни подобных и даже попытался применить какие-то советы, но все идет наперекосяк, и мы возвращаемся к тому, от чего так отчаянно пытались убежать. Знакомо? Если да, то, наверное, есть смысл во всем по порядку разобраться. Портал HR-tv.ru вам в этом поможет.

прокрастинация

Что есть прокрастинация? Этот термин используется в психологии и означает патологическую тягу к откладыванию важных дел на мифическое "потом". Причем прокрастинирующий не просто валяет дурака, он делает нечто, что не приносит ему ни радости и расслабления, ни практической пользы.

Как это работает? Простой пример: вы собираетесь с силами, чтобы заставить себя сесть за работу, скажем, над проектом, усилием воли открываете ноутбук, но, пока он включается, отвечаете кому-то в социальной сети с телефона, увлекаетесь процессом переписки и горячо обсуждаете что-то "важное". Потом возникает совершенная необходимость залезть в поисковик и уточнить что-то, потом еще, еще, и, таким образом, вы переходите к обычному серфингу по страничкам в сети. Как итог, у проекта нет даже титульного листа, а вы потратили кучу времени на пустяки.

Ну да ладно, не спешите биться в приступах отчаяния, справиться с этим недугом не то, чтобы очень просто, но вполне возможно. Для начала имеет смысл разобраться в причинах явления.

Причина первая: вам не нравится то, что вы делаете. Вы ненавидите выбранную специальность, занимаемую должность, фирму, в которой работаете или начальство, которое, как вам представляется, то и дело вас ущемляет. Вам не хочется даже просыпаться, что уж там до какой-то продуктивной деятельности.

Причина вторая: перфекционизм. Я бы назвала это качество хлебом, которым кормится прокрастинация. Вы готовы душу дьяволу продать за идеальный результат, а идеала-то не существует. Да, есть образец, есть критерии, но вы пытаетесь отполировать до состояния идеала и их тоже. Каждый раз слегка разочаровываясь, да еще и срывая все сроки (часов в сутках мало, а деталей для полировки много), со временем вы перестаете видеть смысл в своей деятельности в принципе, все равно ведь ничего не выйдет.

Причина третья: страх. Банально и избито, но правда. Страхи есть у всех, за всю вашу жизнь их накапливается невероятное множество. Вы можете бояться неудач, принятия решений, стресса и даже самого успеха.

Причина четвертая: неумело расставленные приоритеты . Тут и комментировать нечего, если честно.

Причина пятая: низкий уровень самоорганизации. У таких людей жизнь — хаос в первозданном виде. Порядка нет ни на полке, ни в голове. Вместе с тем нет и четкого плана действий, есть только конечная цель, движение к которой осуществляется не поступательно, а резкими скачками.

Причина шестая: бесцельность движения. Ну это и вовсе самый грустный пункт. Как можно увидеть хоть какой-то смысл в переправе, если вы даже не знаете, нужно ли вам на противоположный берег?

Причин может быть больше, но, на мой взгляд, есть смысл говорить только о самых распространенных.

Ознакомились? Отлично. Тогда мы приступим к первому этапу работы над собой, и честно выберем СВОЮ причину, сугубо личную. Это нелегко, придется хорошенько покопаться в себе, потратив на это немало времени. Остановиться стоит только тогда, когда вы сами поймете, что определен корень зла и виновник всех ваших неудач. Причин может быть несколько, но приписывать себе все и сразу тоже не стоит. Если вам даже самокопанием заниматься не хочется или страшно, советую обратиться к хорошему психоаналитику, он-то точно все разложит по полочкам.

Как только вас осенило, вы останавливаетесь, переводите дыхание и начинаете лечить себя . Суть лечения – не в каких-то клишированных приемах, а в простом устранении причин.

И тут уже придется потрудиться и, возможно, перевернуть свою жизнь: сменить нелюбимую работу, провести много времени в кабинете психолога, чтобы побороть фобии и перфекционизм, начать планировать, а если все совсем плохо, то и вовсе придется работать над изменением отношения к жизни и миру.

Если вы добрались до этого шага и правда планируете изменить свою жизнь, то советы, которые я дам вам ниже, пригодятся. Это не советы по каждому пункту, это, скорее, небольшие лайфхаки, дающие надежду взять собственную жизнь в свои руки.

продуктивность

Как помочь себе и увеличить собственную продуктивность?

1. Планировать

Вы всегда должны знать наверняка, что вам нужно сделать, в каком порядке, для чего и к какому сроку. Психологи и просто успешные люди настоятельно советуют составлять списки дел, причем не только составлять, но и сортировать пункты по приоритету.  Начните сейчас, с самого малого. Купите блокнот и составьте небольшой список на следующую неделю, где срочные дела будут выделены красным маркером. Вы потратите на эту затею какие-то 10-15 минут, а получите удовлетворение от начала работы над собой и небольшое движение вперед. Опять-таки, пока небольшое.

2. Визуализировать

Для того, чтобы не останавливаться, вы должны видеть место, к которому идете. Думайте о том, чего вы хотите, представляйте результат. Таким образом, вы определите для себя смысл выполнения, возможно, не слишком приятных, действий. Если вы не можете понять, зачем вам все это, если визуализировать результат нет никакой возможности, то подумайте, стоит ли вообще всем этим заниматься.

3. Расслабляться

Помните о важности отдыха, вы же не робот. Излишне напрягаясь, вы рискуете рано или поздно потерять всякую мотивацию к работе, а без нее говорить о продуктивности нет смысла. Давайте себе пару минут на передышку несколько раз на протяжении всего рабочего времени.

4.  Разбивать дело на этапы

Такая привычная и такая глупая штука – сделать много, но в последний день. Как итог – психоэмоциональное напряжение, низкое качество выполненной работы и подпорченное здоровье.  Ах да, еще полная неудовлетворенность собой и своими результатами. Поэтому всегда, когда есть возможность, разбивайте работу на этапы, которые вам по силам будет одолевать ежедневно. Поверьте, это значительно упростит ваше существование.

Мнение эксперта:

Николай Белоусов, основатель компании Madrobots

Мы попросили Николая кратко рассказать о том, каким способом он управляет своим временем и работоспособностью.

1. Приложения для смартфона.

Здесь все просто: Николай ежедневно использует Simplenote и базовые "Заметки".

2. Списки задач.

Дела наш герой планирует на неделю вперед. Для сортировки задач использует довольно известный принцип Эйзенхауэра, который заключается в том, что дела делятся по важности и по срочности выполнения (важные и срочные нужно сделать самому и как можно быстрее; важные, но несрочные начать планировать или делегировать; неважные, но срочные тоже можно передать другому; от несрочных и неважных дел нужно и вовсе избавиться, тратить на них время нет никакого смысла). Все списки Николай держит в электронном виде.

3. Собственные открытия в области повышения продуктивности.

Заниматься тем, в чем интересно разобраться. Просто и эффективно.

Елизавета Моисеева

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы