Какой ты лидер? Черты,навыки, стили

Редакция HR-tv.ru

Основное понятие определяет лидера, как человека, который может вести за собой группу людей ради достижения общей цели. Но определить индивидуальный стиль руководства, не так уж и легко. За последние 80 лет, благодаря множественным исследованиям, проявились десятки качеств, характерных для лидера...

Основное понятие определяет лидера, как человека, который может вести за собой группу людей ради достижения общей цели. Но определить индивидуальный стиль руководства, не так уж и легко. За последние 80 лет, благодаря множественным исследованиям, проявились десятки качеств, характерных для лидера

Ранние исследования

Стили лидерства были впервые определены в 1939 году группой исследователей во главе с психологом Куртом Левиным. Его команда изучала молодежных лидеров в группах во время определенной деятельности. За их поведением пристально наблюдали и сделали вывод о трех различных преобладающих стилях лидерства.

  • Диктаторский стиль. Человек берет все управление в свои руки, принимает решение самостоятельно и направляет остальных в нужное русло. КомандаКурта Левина сделала вывод, что это наиболее неудовлетворительный стиль руководства в молодежных группах.
  • Демократический стиль. Все бразды правления человек присваивает себе, но он открыт для общения. При таком стиле управления вся группа имеет влияние на принятие решений и коллективно решает поставленные задачи. Лидер скорее советует, а не указывает. Этот стиль управления стал наиболее популярным среди молодежных групп и собрал наибольшее количество положительных отзывов.
  • Невмешательство. Руководствуясь подобными принципами работы, ответственное лицо отступает назад и складывает руки. Такой лидер не принимает никаких решений и пускает все на самотек. В итоге группа была дезорганизована и работала не продуктивно.

Курт Левин в своем исследовании представил идею, что человек может не иметь врожденных лидерских навыков, но их можно приобрести. Также были сделаны выводы о том, что на стиль руководства влияет и сама команда.

С 1940-х до 1970-х годов исследования преимущественно были сосредоточены на таких чертах, как ответственность, интеллект, общественное положение, достижения и способность к действию. И почти все исследования пришли к одному выводу: из полученной характеристики тяжело сделать однозначные выводы и характеризировать лидера, но благодаря им легче понять, как люди осваивают лидерские качества и в каком направлении развиваются.

В 1970-1980-х годах эксперты Пол Херси и Кен Бланшард представили концепцию ситуационного лидерства, которая предполагает использование одного из четырех стилей управления в зависимости от ситуации и уровня развития сотрудников по отношению к задаче. Во время краткосрочных трудностей может требоваться диктаторский подход может помочь быстро и эффективно решить сложный вопрос, а в некоторых ситуациях надо смотреть на обстоятельства и не стоит принимать поспешных категорических решений.

Подходы к лидерству также могут быть наработаны под влиянием окружающих сотрудников. Одному могут быть необходимы подсказка и мягкий совет, чтобы решить непростую задачу, а другому – четкие указания, как и что делать.

Современные специфические лидерские качества и опыт

Благодаря продвижению идеи о ситуационном лидерстве, исследователи начали выделять новые качества истинного лидера. Питер Экономи, известный как автор бестселлеров "Менеджмент для чайников", "Библия менеджмента", "Лидерство во времена неопределенности" и других, в статье для Inc.com перечислил лучшие качества современного лидера. Он призывает постоянно развивать эти качества, чтобы достичь серьезных результатов.

  • Решительность
  • Осознанность
  • Сосредоточенность
  • Ответственность
  • Сопереживание
  • Доверие
  • Оптимизм
  • Честность
  • Воодушевленность

В исследовании, опубликованном в журнале Harvard Business Review в 2000 году, автор и психолог Дэниел Гоулман описывает шесть различных стилей лидерства, которые, как он утверждает, являются залогом способности понимать эмоции других.

  • Доминирующий. Лидер требует немедленного выполнения поставленной задачи.
  • Дальновидный. Лидер направляет мысли сотрудников в необходимом направлении.
  • Аффилиативный (эмоцинальный). Лидер старается создать в коллективе эмоциональные связи и добивается гармонии.
  • Демократичный. Лидер старается достичь одного вывода посредством участия.
  • Задающий тон. Лидер, который надеется на успех и саморегуляцию.
  • Наставник. Лидер, который пытается подготовить людей к предстоящим задачам.

Также существует ряд других стилей вне этих определений:

  • Бюрократический. Лидеры сосредоточены на выполнении каждого правила.
  • Харизматический. Лидеры наполнены энтузиазмом и вдохновляют других для выполнение различных задач.
  • Проблемно-ориентированный. Лидеры сосредоточены исключительно на выполнении своей работы.
  • Ориентированные на руководство. Люди настроены на организацию, поддержку, развитие людей в своей команде.
  • Трансформационное лидерство. Лидеры ожидают максимальных результатов от всех, в том числе и от себя.

Признавая свой доминирующий стиль руководства, вы начинаете понимать, какой вы лидер. Имея представление о других стилях, и используя их по мере необходимости, вы делаете шаг на встречу личностной эволюции в качестве лидера. К тому же, в нынешних реалиях, практически невозможно однозначно определить этот стиль и все время им руководствоваться.

Источник: http://ubr.ua/

Добавлено 11 августа 2015

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!





Комментировать
© Информационно-образовательный портал HR-tv.ru, 2012—2020. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
zen.yandex.ru/id/5c4985c078e51100ad6218d5
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
-->