Учимся критиковать

Редакция HR-tv.ru

Представьте такую ситуацию. В компании проходит очередная планёрка. Вы уверены, что коллега налажал, и хотите ему помочь. Вы собираете в кулак всю свою дипломатию и говорите: «Знаешь, твой дизайн интерфейса кажется мне непроработанным. Попозже я пришлю тебе письмо и объясню, что не так и как это исправить». Твой объект с улыбкой благодарит за предложение помощи. На следующий день вы обнаруживаете свою любимую рыбку в офисе дохлой, заднее правое оказывается спущенным, а жёсткий диск внезапно отформатирован. Совпадение? Вряд ли...

Критика, ошибки, работа в команде люди

Проблема в том, что невероятное усилие попытать счастья в дипломатии не сработало. Вы прямо указали на то, что кто-то зафейлился. Такое часто случается с коллегами и незнакомцами.

Наверное, ты часто с таким сталкивался: тебе нужно перейти дорогу по пешеходному переходу, а какой-то умник встал не у стоп-линии, как остальные водители, а прямо на переходе, так что всем приходится обходить его машину. Такой водитель обычно не выглядит каким-то жутким нарушителем порядка, которому плевать на окружающих, а наоборот вполне миловидно. 

Но вот пешеход решается постучать в окошко и вежливо сказать: «Извините, вы блокируете проезд. Пожалуйста, в следующий раз останавливайтесь у линии». И это производит ошеломляющий эффект: владелец автомобиля краснеет от злости (можно ещё представить, как в мультфильмах, что из ушей валит пар) и начинает орать: «Да ты, б-ть, кто такой! Молча тащи свой зад на другую сторону, пока я тебя не переехал! И больше, б-ть, не лезь не в своё дело!».

Очевидно, что он нарушает ПДД и не думает о других. Но когда ему вежливо указывают на это, он ведёт себя как обезьяна, которую лишили любимого банана. И примерно так и есть.

Люди дорожат собственным имиджем.

Как видишь, никому не нравится, когда так открыто указывают на их очевидные ошибки. Этот банан — как раз наш собственный имидж, то, как видим себя лично мы. И многие, конечно, видят себя невинными ангелами, у которых есть весомые причины делать что-то не так. Но никто не идеален, у всех нас есть как положительные качества, так и не самые приятные.

И когда ты показываешь кому-то, что он не прав, ты отбираешь этот банан и заменяешь его на гнилую репу. Собственно, лично ты тут ни при чём, просто получается так, что ты становишься катализатором этого осознания и лёгкой мишенью для последующего раздражения.

Покажи, что действуешь из лучших побуждений.

Да, не всё потеряно. Ты всё ещё можешь донести нужный посыл, если обставишь это так, что будет понятно, что ты хочешь только как лучше.

Возьмём изначальный пример с коллегой. Вместо того чтобы говорить, что от разработанного им интерфейса пользователей тошнит, подумай о том, что изменится с более продуманным: это уменьшит расходы на техподдержку и изменит отношение юзеров.

Ты должен вложить в свою критику упоминание всех положительных сторон и предложить свою помощь не в таком уведомительном порядке, как мы представляли вначале. Скажи: «У меня есть пара идей насчёт изменений, напиши мне, если интересно, обсудим».

Таким образом ты признаешь ценность деятельности другого человека, приятные последствия исправлений и предложишь помочь добавить немного крутости к проекту.

Они могут сказать «нет».

Конечно, нет никаких гарантий, что твой совет будет услышан. Но если ты будешь искренне предлагать свою помощь, как минимум никто не выбесится. Наверное.

Попрактикуйся с интонацией. Подумай о ком-то, кто был бы рад твоей помощи, о любимом, близком человеке. Например, о младшем брате. Попробуй выразить это вслух: «Слушай, у меня есть пара идей насчёт твоего школьного проекта. Может, поработаем над ним вместе?». Внимательно послушай себя со стороны. А теперь повтори это в отношении своего коллеги и его злосчастного интерфейса. Ты должен звучать точно так же.

Извинись.

Иногда можно уладить ситуацию с помощью извинения. Если ты берёшь часть ответственности на себя (при опоздании собеседника, например), можно быстро вернуть разговор в нужное русло, а не пускаться в бессмысленные обвинения.

Извинения всё же должны быть дополнены чем-то, что бы указало человеку на его ошибку. Иначе он просто замнёт для себя всю ситуацию и не будет исправляться. Например, бизнес-коуч, который в ответе за персональное и профессиональное развитие своего подопечного, добавит: «Как в следующий раз вы сможете убедиться, что получили от меня все детали?». Таким образом он поставит его в известность, что тот не должен сидеть и ждать всего на блюдце с каёмочкой, а проявлять инициативу в коммуникации.

Людям неприятно слышать, как кто-то заявляет, что они не правы, особенно если это правда. Это нарушает их идеальное представление о себе. Поэтому когда ты хочешь помочь кому-то исправить ситуацию, сделай упор на положительные стороны. Не забывай следить за своим голосом, а также извинись, но сделай это так, чтобы твой «объект» мысленно не переложил весь груз ответственности на тебя.

По материалам quickanddirtytips.com

Источник: Starts&Flops

Теги:Критика
Добавлено 07 сентября 2015

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!





Комментировать
© Информационно-образовательный портал HR-tv.ru, 2012—2021. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
zen.yandex.ru/id/5c4985c078e51100ad6218d5
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
-->