Сокращать нельзя нанять

Кузнецова Елена

Российская экономика за последние 12 лет пережила несколько серьезных кризисов, из которых бизнес уже должен научиться извлекать максимум полезного опыта. Нынешний кризис, порожденный COVID-19 и падением цен на нефть, в очередной раз вынуждает компании оптимизировать бизнес-процессы, чтобы остаться на плаву. Один из самых болезненных вопросов – персонал. К работе с ним в нестабильной ситуации следует относиться максимально ответственно.

Сокращать нельзя нанять, Елена Кузнецова, УралИнтерьер, производительность труда, оценка производительности труда, снижение затрат, снижение затрат в компании, система сбалансированных показателей, оценка эффективности персонала, эффективность персонала

Процесс сокращения, если он действительно необходим, должен быть похож на сложную хирургическую операцию, цель которой – не повредить остальные органы и сохранить жизнь организму. Более того, правильная работа с персоналом может помочь компании вырасти даже в такой период! Удивительно? Да, но это действительно возможно, уверена Елена Кузнецова, директор по персоналу компании «УралИнтерьер» (Екатеринбург).

Читайте также: HR-аудит компании: сценарий и чек-лист

Оцениваем производительность труда

Как правило, компании в условиях растущей неопределенности или при резком падении спроса на товар или услугу, а, соответственно, продаж и выручки, первым делом ищут варианты пропорционального снижения затрат. Одним из таких вариантов может стать сокращение численности персонала. Однако сначала необходимо убедиться, действительно ли получится добиться существенного экономического эффекта. Крайне важно детально оценить удельную маржинальную прибыль на сотрудника (вообще оценивать этот показатель нужно всегда, это аксиома). Если с выработкой все в порядке – значит, текущий штат окупает себя и можно обойтись без непопулярных решений. 

В «УралИнтерьере» в 2018 году была внедрена система сбалансированных показателей (balanced scorecard, BSC), которая позволяет оценивать эффективность персонала на каждом участке работы постоянно. Поэтому в первые месяцы карантина мы понимали, что у нас каждый из более чем 400 сотрудников находится на своем месте и неэффективных просто нет. Кроме того, у компании за плечами опыт кризисов 2008 и 2014 гг. Из них мы вынесли урок  эффективных сотрудников целесообразно удерживать, а не увольнять и затем искать им замену.

Не паникуем

Рабочий коллектив имеет собственное суждение о компании. Даже экономически обоснованные сокращения с его точки зрения могут означать ухудшение положения работодателя на рынке. Хаотичные же сокращения, которые чаще всего являются следствием паники руководства компании, способны вызвать панику и в коллективе, которая в кризис накладывается на общую тревожность. И сотрудники могут начать уходить; удержать их становится очень трудно, особенно если отсутствует система мотивации персонала.

Причем это могут быть и высокопрофессиональные сотрудники, потеря которых в период неопределенности недопустима  это может привести к снижению качества продукта или услуги, потере клиентов и доли рынка.

Ловим волну

Из сказанного выше видно, что кризисный период – время, когда на рынке появляются свободные профессионалы. Одни оставляют место работы по собственной воле (когда компания идет ко дну из-за неправильно настроенных бизнес-процессов, начинаются хаотичные сокращения, серьезные задержки заработной платы и прочие проблемы), другие – по причине того, что бизнес, на который они работали, просто перестал существовать. И вот здесь задача отдела персонала более стабильной компании  мониторить резюме, выявлять таких соискателей и приглашать их на работу. Рынок соискателя (пусть даже и на время), снова становится рынком работодателя и переговоры с кандидатами проходят легче.

Эти специалисты могут быть приняты на работу более стабильной компанией, которая тем самым получает возможность усилить свои позиции на рынке. Мы применили такой подход в период апреля-июня. Это позволило укомплектовать штат квалифицированными специалистами и снизить количество вакансий в три раза по отношению к 2019 году.

Параллельно у нас вырос поток соискателей, попавших под сокращение и готовых на любую работу, даже если она требовала более низкого уровня квалификации и более низкой заработной платы. Например, очень много бывших официантов и барменов – представителей одной из наиболее пострадавших от кризиса сфер бизнеса, шли к нам устраиваться работниками склада. Некоторые приходили даже без предварительного звонка. И с каждым необходимо было переговорить, обсудить его возможности и насколько он подходит – профессиональная HR-служба не отказывает никому с порога. Так можно упустить действительно подходящего сотрудника.

При этом действующих сотрудников требовалось убедить в стабильности компании. Во всех подразделениях проходили встречи и переговоры относительно положения компании, стоящих перед ней задач и важности вклада каждого в общее дело. Кроме того, мы не стали сокращать бюджет на корпоративные мероприятия: понимали, что коллективу крайне важно ощущать себя единой командой. Так, решив не нарушать традицию, наша команда приняла участие в «Гонке Героев – 2020». Такие традиции и мероприятия  маячок стабильности компании с точки зрения сотрудников. Кроме того, компания арендовала VIP-ложу на домашней арене уральского хоккейного клуба «Автомобилист», которая с одной стороны используется как премиальное место для организации встреч с крупными деловыми партнерами. А с другой стороны, доступ в эту зону предоставляется эффективным сотрудникам в качестве поощрения.

Что мы получили в результате:

- Уровень текучести персонала в апреле-июне снизился со среднемесячных 4% до 1,9% при сохранении его численности.

- Укомплектованность штата выросла до 95%, количество открытых вакансий уменьшилось в три раза.

Кроме того, недавно проведенное исследование удовлетворенности персонала показало, что 72% сотрудников работают с удовольствием, а 82% готовы рекомендовать вакансии компании друзьям и знакомым. Но главное – за полгода компания увеличила продажи почти на 30% и практически выполнила амбициозный план по выручке, которая вышла на уровень 3 миллиардов рублей.

Несколько правил работы с персоналом в кризис:

·  Нужно по возможности избегать сокращений. Как понять, требуются они или нет? Первый шаг  смотреть выработку на каждого сотрудника.

Сокращать нельзя нанять, Елена Кузнецова, УралИнтерьер, производительность труда, оценка производительности труда, снижение затрат, снижение затрат в компании, система сбалансированных показателей, оценка эффективности персонала, эффективность персонала

·  Если сокращения неизбежны, они должны проходить обдуманно и мотивированно, без хаоса, губительно действующего на отношение к компании оставшегося персонала.

Смотрите также: Как в PERI поднимают уровень вовлеченности персонала

·  В кризис на рынке появляются высокопрофессиональные сотрудники, которых стабильная компания может привлечь на выгодных условиях. Этот стратегический ход впоследствии поможет увеличить долю рынка.

·  Если человек пришел без предварительного звонка и просит работы – не стоит сразу указывать ему на дверь. Лучше потратить несколько минут на разговор, ведь это может быть действительно ценный соискатель. А если нет  тоже не стоит принимать поспешных решений. Ведь человек в одночасье, по не зависящим от него причинам лишился стабильной работы; возможно, ему уже отказали в нескольких местах. Подумайте, нельзя ли предложить ему что-нибудь подходящее по навыкам и квалификации? Компания от этого выиграет, а человек получит поддержку, такую важную в непростые времена.

· Удержать команду даже в самой критической ситуации помогут разумные действия ТОП-менеджмента компании, хорошо развитая корпоративная культура, система мотивации персонала и корпоративные мероприятия.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Добавлено 09 ноября 2020

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!





Комментировать
© Информационно-образовательный портал HR-tv.ru, 2012—2021. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
zen.yandex.ru/id/5c4985c078e51100ad6218d5
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
закрыть x
-->