Токсичные расходы

Общение между сотрудниками – важный элемент рабочего процесса. От того, насколько хорошо складываются взаимоотношения между работниками, напрямую зависит коммерческий успех компании. В период авралов и жестких дедлайнов даже самый дружелюбный коллектив проходит испытание на прочность. И время от времени каждый может дать слабину: грубо ответить, эмоционально высказаться, покритиковать начальство... Это нормальная психологическая реакция на стресс.  Но что если в коллективе оказывается человек, которому комфортно находиться в негативной обстановке постоянно? Как с этим быть, рассуждает Екатерина Смирнова , эксперт SF Education.

Токсичные расходы, Екатерина Смирнова, SF Education, Работать с токсичными сотрудниками, токсичные сотрудники, Общение между сотрудниками, важный элемент рабочего процесса, кто стопорит рабочий процесс, кто мешает работать, Демотивация коллектив

Каждый руководитель хотя бы раз сталкивался с токсичным сотрудником. Вредитель стопорит рабочий процесс, мешает коллегам и накаляет обстановку в коллективе. От рядового сотрудника, нагрубившего в стрессовой ситуации, его отличает систематичность негативного поведения.

Читайте также: Токсичные сотрудники: типы и способы нейтрализации

Это опасно тем, что он:

  • Демотивирует коллектив.

Существовать в обстановке, полной недовольства, достаточно сложно. Самый простой способ изменить положение дел – согласиться с «лидером мнений». Таким образом, появляется раскол в коллективе, снижается лояльность к руководству, продуктивность: рабочий ресурс реализуется не в процессе профессиональной деятельности, а в конфликте .

  • Провоцирует травлю.

Буллинг, который организовывают токсичные сотрудники против отдельно взятых коллег, приводит к увольнениям. Компания лишается кадров, чаще всего – компетентных, ведь зачастую уходят именно те, кому не составит труда найти новую работу.

  • Снижает авторитет руководителя.

Когда руководитель не хочет или не может пресечь вредительскую деятельность на производстве, его авторитет стремительно падает. Это тормозит рабочий процесс, удлиняет путь к решению задачи, затягивает сроки.

Обратимся к конкретным величинам: согласно исследованию ученых из Гарвардской школы бизнеса, высококлассный специалист сулит прибыль в среднем около 5 тысяч долларов в год. А отсутствие токсичного сотрудника в команде экономит компании более 12,5 тысяч долларов за тот же период. Обратите внимание, что квалификация «вредителя» в исследовании не учитывается: вне зависимости от уровня профессиональной подготовки, такой сотрудник может нести компании исключительно убытки. В своей негативной деятельности токсичный работник задействует весь коллектив, и даже высший уровень компетентности не позволит ему единолично окупить продуктивность всего отдела.

Условно токсичных сотрудников можно разделить на категории:

  • Саботажник.

Как распознать: он всегда недоволен и проявляет свою неудовлетворенность через агрессию. Условия труда всегда невыносимые, начальник всегда плохо работает, платят мало, за отраслевыми тенденциями не следят или, наоборот, слишком внимательно к ним относятся… Недовольству нет конца и края.

В чем опасность: заражает окружающих деструктивными идеями. Сам предпочитает оставаться в тени, действует через коллег – предлагает бойкотировать инициативы начальства, отправляет сотрудников высказывать претензии руководству, провоцирует раскол в коллективе, может провоцировать травлю.

Что делать: лучше всего – вообще с ним не работать. Но если до крайних мер доводить нет желания или возможности, то просите его предлагать методы решения обозначенных проблем и дайте возможность воплощать хотя бы часть из них. Чаще всего саботажники обладают весьма средним уровнем квалификации, а потому от активных действий отказываются самостоятельно. Отказ ведет за собой снижение авторитета в коллективе, а следовательно, обезоруживает вредителя.

  • Бывалый.

Как распознать: он давно работает в компании и считает себя крайне ценным сотрудником, но объективных карьерных высот за годы своего труда не достиг. Постоянно сравнивает себя с руководителем. Шеф в этом бою – всегда проигравший.

В чем опасность: может смутить новых сотрудников и подорвать авторитет руководителя.

Что делать: публично дайте ему сложное задание. Если оно еще и будет выглядеть крайне важным для блага компании – вообще идеально. Разумеется, результат выполнения должен быть представлен так же, как и была получена задача – перед коллегами.

ВАЖНО! Всегда есть вероятность, что компетентный сотрудник и правда засиделся на низкой должности. В этом случае будьте готовы к тому, чтобы соразмерно наградить работника за успешно выполненную работу .

  • Незаменимый.

Как распознать: сотрудник постоянно твердит о своей незаменимости, часто представляет себя жертвой, мол он так устал, но кто же решит все на свете, если не он. Коллег считает балластом, уверен в некомпетентности окружающих. Не делегирует, все делает сам.

В чем опасность: действительно пытается стать незаменимым. Он противится нововведениям, замыкает на себе информационные потоки, старательно усложняет рядовые процессы излишней бюрократией и формальным отношением к делу.

Что делать: загружайте сотрудника работой. Настолько, насколько это вообще возможно. По итогам выполненного обязательно давайте обратную связь: пробуйте объяснить, как он выглядит со стороны, говорите о плюсах отдыха, знакомьте с подающими надежды специалистами. Чаще всего деструктивное поведение «уникального» специалиста произрастает из личных страхов сотрудника. А если их вовремя проработать, то можно выгодно преобразовать.

  • Нытик.

Как распознать: постоянно жалуется на условия. В отличие от саботажника, никаких активных действий не предпринимает, только плачется. То ему жарко, то холодно, то на работе трудно, то дома неблагоприятно. Основная цель такого сотрудника – отмазаться от работы и получить жалость от коллег и начальства.

В чем опасность: заражает депрессивностью окружающих, чем снижает производительность труда коллег.

Что делать: не давайте сотруднику ныть. Желательно общаться с таким коллегой при свидетелях и выстраивать контакт исключительно на позитиве – с помощью шуток и доброжелательности. В случае, если ему удается все-таки прорваться через вашу улыбку депрессивными замечаниями, – пресекайте их безапелляционно: «У меня нет на это времени», «Сейчас мы не можем об этом говорить» и т.д.

Токсичные расходы, Екатерина Смирнова, SF Education, Работать с токсичными сотрудниками, токсичные сотрудники, Общение между сотрудниками, важный элемент рабочего процесса, кто стопорит рабочий процесс, кто мешает работать, Демотивация коллектив

ВАЖНО! Если вы заметили, что изменения в сторону постоянных жалоб и меланхолично-депрессивного настроения произошли внезапно (или были ранее не свойственны этому сотруднику), то в уединенной обстановке порекомендуйте ему специалиста. Возможно, вы имеете дело с человеком, поведение которого продиктовано реальной депрессией.

  • Лентяй.

Как распознать: пассивен, старается избежать работы, оттягивает дедлайны, тратит рабочее время на решение личных вопросов или вовсе на развлечения .

Смотрите также: Осознанность и корпоративная культура

В чем опасность:развращает дисциплину в коллективе.

Что делать: следить за сроками выполнения работ, выдавать новые задачи сразу же после завершения предыдущих. Для чистоты эксперимента можно поставить лентяю на компьютер программу учета рабочего времени.

Лучше всего проблему токсичности решать еще до её появления:

  • улучшайте психологическую обстановку в коллективе с помощью тренингов и совместных мероприятий;
  • разработайте систему правил, в которой четко будут прописаны рабочие принципы и учтены возможные конфликтные ситуации и методы их решения;
  • ознакомьте с указанным документом коллег и разработайте систему наказаний за невыполнение правил.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы