Управленческий практикум «Командный триатлон» – кейс компании «Газпром нефть»

«Газпром нефть» создала управленческий практикум для руководителей старшего и среднего звена компании и для их команд «Командный триатлон». Длительный образовательный марафон (7 месяцев) делится на три дистанции – «Лидер», «Команда», «Результат». Участники продвигаются от лучшего понимания себя к тому, чтобы стать тренерами для своих команд и получить измеримый результат, выраженный в достижении рабочих целей и в слаженной работе команды.

Управленческий практикум «Командный триатлон» – кейс компании «Газпром нефть», Газпром нефть, Денис Федотов, WOW!HR, WOW!HR 2022, Номинанты WOWH!R 2022, Level Up, Level Up 2022, образовательный марафон Газпром нефть, Управленческий практикум, развитие руководителей, обучение руководителей

Проект «Командный триатлон» претендует на победу в номинации Level Up бизнес-премии WOW! HR 2022 .

Кейс представляет Денис Федотов , руководитель по качеству персонала и развитию образовательной системы «Газпром нефть».

Смотрите также: По каким признакам определить хорошего лидера

Суть проекта

Управленческий практикум «Командный триатлон» — это среда развития, которая помогает командам достигать больших управленческих целей, бесшовно встраиваясь в повседневную деятельность. Практикум предназначен для руководителей старшего и среднего звена компании «Газпром нефть», а также для их команд. Таким образом, за год обучение проходят порядка 300 сотрудников разных уровней (руководители и их команды), что отражает тренд на демократизацию обучения.

Уникальность практикума заключается в сочетании различных форматов обучения в цифровой среде, индивидуальной поддержки коучей и трекеров и возможности сразу использовать инструменты в решении своих бизнес-целей.

Название «Командный триатлон» отражает планомерность движения к большой цели маленькими шагами и при поддержке всей команды. Программа помогает достигать результатов благодаря системности и методичному подходу, на этом пути участников сопровождает маскот программы – Тигра.

Управленческий практикум «Командный триатлон» – кейс компании «Газпром нефть», Газпром нефть, Денис Федотов, WOW!HR, WOW!HR 2022, Номинанты WOWH!R 2022, Level Up, Level Up 2022, образовательный марафон Газпром нефть, Управленческий практикум, развитие руководителей, обучение руководителей

Особенности проекта

В результате цифровой, культурной и других трансформаций рождаются новые типы команд, где есть право на ошибку, где важна проактивность в распределении задач, где каждый находит драйв и личные смыслы в достижении поставленных целей.

Длительный образовательный марафон (7 месяцев) делится на три дистанции – «Лидер», «Команда», «Результат». Лидеры поступательно двигаются по программе, чтобы стать тренерами для своих команд и получить измеримый результат, выраженный в достижении рабочих целей благодаря слаженной работе команды.

Архитектура программы «Командный триатлон» была спроектирована в цифровой среде и использует все ее преимущества, ведь простой перенос очных мероприятий в онлайн недостаточно эффективен: зачастую в онлайне участники делают несколько дел параллельно, что отвлекает от обучения. Программа же представляет собой абсолютно новый дизайн образовательного опыта участника, где продумано всё: форматы, коммуникации, удобство, темп, дизайн, геймификация. Обучение иммерсивное – позволяет применять новые инструменты работы с командой в рабочих задачах и получать обратную связь по полученному опыту. Всего используется более 10 различных методов обучения, что позволяет адаптировать программу под цели каждого участника – синхронные и асинхронные форматы обучения, цифровая платформа, peer-to-peer, трекинг команд, коучинг, плэйбэк-театр и др. Создано более 30 интерактивных лонгридов, 20 видеороликов, 6 подкастов, более 20 инструментов работы с командой. Еще один важный аспект – расчет нагрузки на участника. Среднее время, которое затрачивает участник на прохождение программы, – 20 минут в день, а также 1,5-2,5 часа синхронных встреч 3 раза за дистанцию, участники при этом сами могут варьировать нагрузку. Кроме бизнес-целей большое внимание уделяется практикам well-being – участники проходят спортивный челлендж, используют дыхательные практики и др.  Однако участие в программе выходит и за рамки онлайн среды – так, для программы разработан собственный мерч, что дает почувствовать всем участникам свою причастность к сообществу.

Команда проекта

Разработка программы стартовала в августе 2020 года и велась порядка года параллельно с запуском первого потока. Это позволило оперативно адаптировать обучение и его форматы под потребности участников.

Управленческий практикум «Командный триатлон» – кейс компании «Газпром нефть», Газпром нефть, Денис Федотов, WOW!HR, WOW!HR 2022, Номинанты WOWH!R 2022, Level Up, Level Up 2022, образовательный марафон Газпром нефть, Управленческий практикум, развитие руководителей, обучение руководителей

Основная команда проекта – Департамент по организационному развитию и эффективности персонала Блока логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти»: Людмила Воронина, Денис Федотов, Евгения Игольникова, Екатерина Николаенкова, Ангелина Акулова. Также значимый вклад внесли руководители, которые формулировали потребности и ожидания от реализации программы и давали развернутую обратную связь по результатам обучения участников. Так, в практикум были включены лидеры из разных подразделений компании, которые сформировали кросс-функциональную команду и работали над единой целью, влияющей на эффективность всей цепочки создания стоимости. Эксперимент был успешен, и теперь инструменты практикума будут применяться и в дальнейшем для прокачки кросс-функциональных команд с распределенным лидерством.

К программе была привлечена большая команда коучей, оценщиков, трекеров, спикеров и экспертов. Свой вклад в проект внесли более 50 человек, при этом многие эксперты признают уникальность формата и тех результатов, которые достигаются в программе. Основные методологи проекта (внешние): Елена Евтихевич, Яна Радионова, эксперты в области обучения и развития, руководители проектов в университете правительства Москвы.

Сложности в реализации

Программа разрабатывалась последовательно, поэтому стала исследовательским центром, где мы проверяли различные гипотезы по новым форматам обучения и постоянно работали над улучшением пользовательского пути, чтобы участникам было максимально понятно, как пользоваться платформой и всеми ее инструментами. Сложности были в большом объеме материалов программы и сжатых сроках, в которые велась разработка, поэтому провайдеры с разной экспертизой были объединены в одну команду.

Реакция сотрудников

На старте планировалось создать программу, которая сможет на практике улучшить управленческие компетенции сотрудников. Такой масштабный проект, каким в итоге стал «Триатлон», не задумывался.  В итоге, благодаря появлению новых форматов и цифровой оболочке, практикум стал не стандартной модульной программой обучения, а целой средой развития. В «Триатлон» часто идут руководители, которые уже неоднократно учились на разных программах, в том числе MBA, или являются победителями конкурсов («Лидеры России»). Казалось, чему еще можно научить таких руководителей? Однако практикум дает новый фокус – на управление командами как системой. В обратной связи участники отмечали, что теперь поняли, что значит вовлекающий стиль лидерства, как стать управляющим партнером для своей команды.

Управленческий практикум «Командный триатлон» – кейс компании «Газпром нефть», Газпром нефть, Денис Федотов, WOW!HR, WOW!HR 2022, Номинанты WOWH!R 2022, Level Up, Level Up 2022, образовательный марафон Газпром нефть, Управленческий практикум, развитие руководителей, обучение руководителей

«Командный триатлон» был номинирован в 2021 году на главную корпоративную награду «Газпром нефти» «Люди прогресса» в командной номинации «Эффективность». Практикум стал вторым по голосованию сотрудников и оценке экспертного совета по Блоку логистики, переработки и сбыта, обойдя более 20 бизнес-проектов. Для команды проекта это стало также важным показателем того, как сотрудники и руководители оценивают результаты развивающей программы, особенно в номинации «Эффективность».

Результаты проекта

Удовлетворенность участников: 4.8 из 5 баллов.

NPS – 100 %.

Показатели выполнения «тренировок»:

  • 83% – средняя интенсивность тренировок,
  • 70% участников достигли цель на спринт,
  • 80% участников следовали новым привычкам более 3 раз в неделю,
  • 90% уровень вовлеченности участников команд в выполнение целей.

Отзывы по результатам проекта:

Анатолий Скоромец, генеральный директор «Газпромнефть – смазочные материалы», прямой руководитель нескольких участников, эксперт практикума:

«Согласно лидерской модели «Газпром нефти» лидеру необходимо постоянно развиваться, создавать вовлекающую среду и являться ролевой моделью по ценностям. Практикум «Командный триатлон» не только помог участникам реализовать новые проекты, но и показал важность командной работы для достижения целей компании. Я убежден, что одна из непосредственных задач руководителей – это мотивировать команду, давать каждому участнику проявить свои сильные стороны, и был рад провести для участников программ мастер-класс по этой теме, поделиться своим опытом и инструментами.  Программа полезна для разных уровней управления, так как подстраивается под потребности участников, и мы и далее готовы направлять руководителей для ее прохождения, поддерживать их в формировании вовлекающей среды».

Михаил Никулин, генеральный директор «Газпромнефть-Промышленные инновации»:

«На старт «Командного триатлона» наша команда вышла с большой управленческой целью – за пять месяцев 2021 года выполнить все задачи по созданию нового технологического центра промышленных инноваций для нефтепереработки. Цель требовала вовлечения всех руководителей общества, каждый работал по дорожной карте своих направлений. В итоге команда досрочно достигла цели: за четыре месяца команда организовала новый офис технологического центра, защитила программу новых НИОКР, получила положительное решение по инвестициям в лабораторно-пилотный комплекс, запустила процессы проектного управления промышленными инновациями. Вот самый отчетливый результат, подтвержденный оценкой управляющего комитета».

Среди результатов участников:

«Триатлон» позволил команде вновь созданного дочернего общества «Газпромнефть-Промышленные инновации» завершить фазу мобилизации на 20% быстрее, эффект от реализации проекта имеет стратегическое значение для компании.

На Омском заводе смазочных материалов созданы единые панели данных для руководителей, которые позволили на 30% быстрее решать производственные задачи и находиться в едином информационном поле, что стало особенно важно в распределенных командах.

Смотрите также: Как сблизить обучение и потребности бизнеса

В «Газпромнефть-Логистике» разработаны предложения по изменению организационной структуры в периметре железнодорожных поставок, которые включат в бизнес-план 2022 года для обеспечения эффективности реализации цифровых продуктов. Срок реализации проекта был сокращен на 30% по сравнению с заложенным KPI, при этом команда полностью разделяет изменения в организационной структуре, по которым будет сама работать в следующем году.

Улучшение критериев эффективности команд (в среднем по каждому пункту произошел прирост на 20%):

  • скорость работы,
  • удовлетворенность заказчиков,
  • количество инициатив от участников команд,
  • самостоятельность команды,
  • вклад каждого в общий результат.

В декабре 2021 года был открыт клуб выпускников практикума, ведь после обучения очень важно сохранить настрой, включенность, не утонуть в рутине, делиться своими результатами и услышать опыт других. На первой встрече клуба выпускники отметили, что «Триатлон» имел большое влияние на их жизнь в разных аспектах (повышение по карьерной лестнице, новые компетенции, воодушевление на развитие, личные достижения и т.д.). Многие инструменты программы стали неотъемлемой частью жизни участников, превратились в привычки.

Фото «Газпром нефть»

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR 2022 .

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Юлия Глухова
Корпоративная культура требует перемен: как понять, что пора меняться?

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, в компаниях с безупречной репутацией и здоровой корпоративной культурой отмечается текучесть кадров ниже средней. Опрос среди сотрудников американских компаний показал, что токсичная корпоративная культура является одной из главных причин увольнений. Данный фактор опережает даже низкий уровень зарплаты. Люди готовы работать за меньшие деньги, но в более приятной обстановке. На российском рынке труда львиная доля (41%) увольнений происходит из-за постоянного стресса и выгорания на работе.

Чтобы сократить печальную статистику, необходимо объективно оценить обстановку в компании и начать действовать. Какие основные этапы придется пройти компании на пути трансформации корпоративной культуры? С какими трудностями придется столкнуться? Как донести новые ценности до сотрудников? Об этом расскажет директор по маркетингу и коммуникациям «Ингосстраха» Юлия Глухова, которая лидирует изменение корпоративной культуры в компании.