Вредные советы для корпоративного e-learning

Если вы часто ходите на конференции онлайн-образования, у вас может сложиться ощущение, что вы живете в мире тотально успешных проектов и сама сфера онлайн-образования - практически Эдем, где любая свежая идея принесет миллионную прибыль. Алексей Корольков, спикер второй практической конференции EdMarketLab , генеральный директор WebSoft рассказал HR-TV о сложностях корпоративного обучения .

Вредные советы для корпоративного e-learning, Алексей Корольков, WebSoft, корпоративное бизнес обучение, корпоративное обучение кадров, корпоративные стратегии обучения, цель корпоративного обучения, корпоративное обучение персонала организации

Но это так называемая «ошибка выжившего». На сцену любой конференции выходят те, чьи проекты оказались успешными, но сотни «не взлетевших» проектов остаются за кадром.

Читайте также: Внедрение e-learning: учимся на чужих ошибках

На самом деле, в онлайн-образовании достаточно много проектов, которые не стали прибыльными.

Часто причиной неудачи становится то, что разработчики увлеклись формой и форматами и забыли о бизнес-целях. Например, если у создателей появляется идея сделать проект «модно», «инновационно», «не как у всех», скорее всего, это закончится провалом. На выходе появляются курсы, которые невозможно актуализировать, системы, которые нельзя поддерживать, проекты или курсы, которые никому не нужны, контент, который не работает и дискредитирует саму систему онлайн-обучения в глазах внутренних бизнес-заказчиков.

И вот 5 вредных советов, следуя которым вы сможете без усилий угробить даже самый потенциально успешный курс.

1. Не раздувайте штат. Наймите человека-оркестр, который будет выполнять всю работу.

Очень часто работодатели ищут специалиста, который умеет:

  • верстать сайты;

  • писать код и продающие тексты;

  • настраивать e-mail рассылку.

Существует иллюзия, что такой человек решит все вопросы создания онлайн-курса. Осталось только его найти.

Как в реальности? Людей-оркестров не существует. А если они и есть, то не больше десятка-двух на всю планету. Кроме того, если вы поручите одному человеку несколько разноплановых процессов, велика вероятность, что часть из них будут не сделаны или сделаны плохо. И дело тут не в размере зарплаты, а в человеческих возможностях, которые имеют свои пределы.

Что делать? Делать ставку на команду, а не на уникального специалиста. А также отдавать на аутсорс то, что вы не можете сделать силами ваших сотрудников.

2. WOW-эффект гарантирует успех любому онлайн-курсу

На рынке существует убеждение: чтобы успешно продать онлайн-курс, необходим вау-эффект. Исключительный дизайн, сложная графика, VR-технологии, геймификация - любое обучение должно, прежде всего, удивлять, развлекать, предлагать уникальные форматы.

Как в реальности? Разработчики, которые делают ставку на WOW-эффект, рискуют вложить баснословные деньги в создание курса и не окупить вложений. Кроме того, часто акцент на вау-эффект делают курсы, который не могут предоставить свидетельств другого эффекта. Бизнес как заказчик образования заинтересован в увеличении доходов, сокращении издержек и других экономических результатах обучения. Если онлайн-курс может их гарантировать, вау-эффект не нужен.

Что делать? Сфокусируйтесь на реальных задачах обучения, а не на внешней его стороне.

3. У сотрудников нет мотивации учиться? Эту проблему можно решить с помощью творческого сценария

Мода последних лет - создавать творческие сценарии обучения, которые небанально преподносят учебный материал. Скажем, в курсе, обучающем взаимодействию с покупателями, менеджер получает задание договориться о чем-либо с мультипликационным героем - милым пингвином. Или учащимся дается математическая задача, в которой герои летят в космос, чтобы там, на другой планете, помочь ее жителям подсчитать количество астероидов.

Предполагается, что такие творческие задачи с интересом воспринимаются аудиторией и повышают интерес к обучению.

Как в реальности? Не могу сказать, что такие творческие сценарии не работают совсем. Но они точно не панацея и подходят не для каждой аудитории.

Что делать? Люди хотят изучать то, что поможет им успешнее решать повседневные задачи. Поэтому в обучающих курсах лучше работают не задачи про космос, а бытовые кейсы, разбор ситуаций, с которыми учащиеся сталкиваются ежедневно.

Пройдите видеокурс в АКАДЕМИИ HR-tv.ru: Обучение и мотивация сотрудников

4. Microlearning - залог успешного обучения.

Нет такой темы, которую нельзя было бы объяснить с его помощью.

Как в реальности? На свете немало тем, которые невозможно объяснить с помощью пятиминутных видеороликов. Сложные концепции требуют повторения, упражнений, запоминания и не могут быть упакованы в серию развлекательных видео.

Все слышали о том, что современный человек, как и золотая рыбка, не может удерживать внимание на одном предмете дольше семи секунд. На основании этого многие сделали вывод, что учить чему бы то ни было можно только с помощью коротких роликов.

На самом деле это миф. В действительности исследование, о котором идет речь, касалось того, сколько человек способен удерживать внимание на рекламном ролике. К образованию взрослых людей оно не имело никакого отношения.

Что делать? Выбирайте формат обучения, ориентируясь на тему вашего курса и глубину погружения. Есть темы, где хорошо сработает микрообучение. Есть более фундаментальные области знания, которые требуют продолжительного обучения.

5. Чем быстрее вы внедрите последние тренды, тем эффективнее будет ваш обучающий курс

Как в реальности? Тренды не гарантируют успех вашего бизнес-проекта, и в гонке за ними легко забыть о качественном контенте и параметрах эффективности ваших курсов.

На мой взгляд, люди, которые стремятся за модой, бездумно меняют форматы, убивают идею электронного обучения, которая заключается в мультиформатности.

Очень часто увлечение трендами связано с промо-акциями от того или иного провайдера. Например, есть провайдер VR-обучения. Естественно, он будет заинтересован в развитии тренда VR-технологий.

То же самое происходит, когда формат учебного видео признают единственно эффективным и возможным. Возникает даже целая теория поколений, к слову, крайне мифологизированная, которая объясняет любовь онлайн-обучения к видеоформату. Эта теория доказывает, что когнитивные способности современных детей отличаются от предыдущих поколений. Дети практически с рождения смотрят мультики, играют в компьютерные игры, а значит не могут учиться по книгам, а только с помощью коротких видеоуроков.

Но пока нет никаких доказательств, что поколение X чем-то кардинально отличается от поколения Y. Так почему мы должны отказываться от зарекомендовавших себя форматов обучения в угоду недоказанным теориям?

Вредные советы для корпоративного e-learning, Алексей Корольков, WebSoft, корпоративное бизнес обучение, корпоративное обучение кадров, корпоративные стратегии обучения, цель корпоративного обучения, корпоративное обучение персонала организации

Что делать? Подбирайте форматы под задачи обучения и проверяйте тренды, внедряя только те из них, которые продемонстрируют свою эффективность.

Как избежать ошибок, выстраивая проект?

Смотрите также: МТС об опыте успешного обучения сотрудников онлайн

Я не знаю ни одного проекта, который не наступил хотя бы на одни грабли, описанные выше. Разница только в величине набитой шишки.

Я думаю, что залог успеха для любого обучающего онлайн-курса - ориентироваться на цели и задачи, которые вы хотите решить с помощью обучения.

Если вы не измеряете результаты обучения в понятных KPI, если вы не переводите результаты вашего творчества в доходы и продажи, то велика вероятность, что ваш проект движется к провалу.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы