Зачем и кому нужны бизнес-игры

Хачатурян Михаил

Все большее количество исследований подтверждают, что стимулирование деньгами и наказание, другими словами, система «кнут и пряник», которая верой и правдой служила, да и служит бизнесу на протяжении многих десятилетий, становится не просто бесполезной, но в ряде случаев просто опасной, она вредит и сотрудникам, и компании. 

Сотрудники тогда делают ровно столько, сколько нужно для получения вознаграждения, но не больше.

Зачем и кому нужны бизнес-игры, Михаил Хачатурян,  РЭУ им. Г. В. Плеханова, применение геймификации, инструменты геймификации, генерация креативных идей, стимулирование  вовлеченности, применения игр в организации, симуляционные бизнес-игры, имитация реальной деятельности бизнеса


Много статей и книг сегодня делают фокус на необходимости правополушарной деятельности, требующей гибкого подхода, изобретательности и видения перспективы. Именно для этой деятельности стимул «кнут и пряник» не только не помогает, но и представляет вредит, так как не пробуждает интерес и творческое мышление, а душит его.

Читайте также: Какую пользу для команды могут принести настольные игры

Дэниел Пинк в своей книге «Драйв» описывает множество таких исследований. Он делится их результатами, показывая риски системы «Кнут и пряник». 

«7 фатальных изъянов системы «кнут и пряник»:

1.    Они могут гасить внутреннюю мотивацию. 
2.    Они могут снижать эффективность. 
3.    Они могут подавлять творчество. 
4.    Они могут поощрять мошенничество, склонность к поиску легких путей и неэтичное поведение. 
5.    Они могут вызывать привыкание. 
6.    Они могут развивать косность мышления.

Зачем нужны игры бизнесу?

Получается, что время «безопасных» стратегий, логики, «стереотипных» продуктов и шаблонных подходов в менеджменте безвозвратно ушло. Им на смену пришли масштабные цели, эвристические идеи, творческое мышление, качественные прорывы, эмоциональный интеллект, коучинговый стиль управления, вовлечение сотрудников в решение бизнес-задач. 
Становится понятно, что улучшать лишь технологическую составляющую организации становится просто рискованно.  Ведь успех внедрения технологий находится в руках сотрудников. Успех организации напрямую  зависит от широты мышления, настроя, энергии, вовлеченности и воодушевления работников организации.

Сегодня важно делать акцент на природном стремлении человека к развитию, творчеству, мастерству и самостоятельности. Значит задача руководителя - создавать благоприятную среду, в которой это будет возможно. 
Игры как раз «включают» правополушарную деятельность, интерес и внутреннюю мотивацию человека, они стимулируют творческое мышление, способствуют инновациям и вовлеченности сотрудников.

Один из основоположников коучинга, Тимоти Голви метко сказал: «Игра – это жизнеспособная альтернатива традиционным административно-командным методам управления, которые мы принимаем как нечто собой разумеещееся…»

Давайте проведем эксперимент. Спросим ребенка и взрослых: «Красная…? Серый…?». Я сегодня так и сделала. Моя восьмилетняя дочка тут же ответила: «Красная ягода. Серый заяц». А взрослые растерянно смотрели, смущались и явно «перебирали файлы» в голове в поисках «правильного» ответа.

Ребенок спонтанен, он легко вовлекается в игру, придумывает, фонтанирует идеями и не размышляет, как мы, взрослые: «Так ли это? Не так ли? Правильно ли? Не правильно?». 

Мозг взрослого человека сразу же начинает вмешиваться, оценивать первую ассоциацию и не дает говорить ее вслух. В голове проносится шквал мыслей: «А зачем меня спросили? Как я буду выглядеть? Что скажут другие? В чем подвох? и т.д.» 
Большинство людей не осознают этот поток мыслей так называемого «внутреннего цензора», который не дает выйти за пределы привычного.

И что уже и говорить о собраниях или проектных сессиях, на которых есть задача придумать решение или собрать идеи. В присутствии коллег, да еще и руководства («А вдруг меня оценивают?», - проносится в голове) часто это просто непосильная задача для коллектива. 

Игра способна «снять» с нас привычные роли и маски, вывести нас за рамки привычных стереотипов и шаблоновлевополушарного мышления. К примеру, «красная» - значит «шапочка», «серый» - значит «волк». Именно игра «включает» правое полушарие, где таятся скрытые ресурсы творческого спонтанного, образного мышления.

Когда использовать?

Практически в каждом аспекте деятельности организации можно найти применение геймификации, как средства стимулирования  вовлеченности, эффективности и ответственности. Это одна из лучших форм обучения и развития, и эффективный метод решения сложных задач и тупиковых проблем, и продуктивный стиль управленческой деятельности.

Термин геймификация включает разнообразное применения игр в организации: от методов обучения и симуляционных офлайн-игр до онлайн-геймификации, включающей игровые элементы в рабочую деятельность сотрудников. 
В моем опыте – офлайн игры. На этом я больше и остановлюсь.

Как?

Игры обучающе-развивающего характера

Сюда можно отнести игры-знакомства, игры-разминки, игры «Ледоколы», ролевые игры и т.д. 

Все эти игры объединяют несколько вещей: 

  • Простые и веселые.
  • Смех способствует расслабленности, снятию «ограничений» мышления.
  • Направлены не на результат, а на процесс.
  • Позволяют увидеть и почувствовать друг друга с другой стороны.
  • Побуждают мыслить творчески и нестандартно.
  • Сближают.
  • Учат сотрудничеству.

Игры-знакомства

Знакомство лучше уже проводить в игровой форме. Участники в результате лучше узнают друг друга, тренируют память, настраиваются на творческую волну, расслабляются, снимают роли, сближаются, «добывают» энергию и энтузиазм. 

Игры-знакомства: 

1. Придумать себе игровое имя (в течение этой сессии называть друг друга по этим именам)

2. Нарисовать ассоциации: Кто я? Чем я занимаюсь на работе? Мои интересы вне работы? Чего хочу от этого мероприятия? Образ компании? Образ проблемы? и т.д.

3. По кругу называть имена: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать.

4. Можно модифицировать предыдущий. Каждый участник добавляет к своему имени качество, которое его характеризует, начинающееся с первой буквы его имени.

5. Еще одна модификация: к своему имени каждый участник добавляет по одному слову или словосочетанию, например, на темы "Мой интерес", "Мое достижение», " Моя мечта», «У меня другие могут научиться» и т. д. Здесь важно концентрироваться только на позитиве.


6. Можно знакомиться стоя в кругу. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя или имя, которое ему больше нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник стоит и молча наблюдает за этим.

7. Участники группы, как и в предыдущих вариантах, по очереди произносят свои игровые имена, но сопровождают их определенным движением рук - жестом. Затем все хором называют имя очередного участника и повторяют его жест.

8. Сказать глаголом о своем характере и прилагательным о своей работе

9. Знакомство в парах. Дается десять минут на то, чтобы рассказать друг другу о себе как можно подробнее, для того чтобы представить своего партнера группе.

Можно задать направление того, что необходимо узнать. К примеру: 

  • чего я жду от работы в тренинге;
  • что я ценю в самом себе;
  • что я люблю
  • предмет моей гордости;
  • что я умею делать лучше всего;
  • заветное желание;
  • секрет и т.д.

10.    Знакомство в группах. Объединить участников в группы (3-5 человек), дать задание, найти минимум 10 вещей, которые объединяют всех людей, минимум 10 различий, придумать название и показать остальным. 

Игры-разминки, игры «Ледоколы»

Эти игры применяются для того, чтобы встряхнуть, расслабить, растопить «лед» стереотипного, привычного, переключить с критичного левополушарного мышления на образное, творческое, спонтанное правое полушарие.

 

Пройдите видеокурс в АКАДЕМИИ HR-tv.ru: Геймификация в обучении. Опыт лучших.

 

Примеры: 

  • Участники объединяются в команды по 5-7 человек.Каждая получает один из предметов: бутылку воды, пачку стикеров, мячик, набор маркеров и т.д. Команды получают задание найти как можно больше сходства этого предмета и их компания.
  • Участники придумывают вопрос, который бы хотели задать каждому члену команды. Один задает свой вопрос, все остальные на него отвечают, потом следующий и т.д. Вопросы типа – какой любимый фильм? Блюдо? качество человека, которое больше всего ценишь? Что больше всего не нравится в людях?
  • Участникам  игры выдают по денежной  купюре. Задача игроков – с трех попыток «отдуть» деньги как можно дальше. После очередной попытки игроки подходят к тому месту, куда опустилась купюра и снова дуют. Чья купюра улетит дальше – тот и побеждает. Как вариант, можно организовать передвигание купюр командами, по эстафете.
  • Каждый должен будет поздороваться с каждым, но не с помощью слов, а посредством каких-нибудь оригинальных или необычных при¬ветственных жестов, но без физического контакта.

Симуляционно-моделирующие игры

Эти игры - имитация реальной деятельности бизнеса, в ходе которой можно опробовать новую стратегию, потренировать управление изменениями в условиях жестких перемен, освоить новые стандарты, наладить межфункциональное взаимодействие и т.д. Такая игра спользуется как полигон, где компания в свободной от риска среде может протестировать и улучшить модели взаимодействия и стратегии развития предприятия до начала практической реализации. 

Кейс из бизнеса

Мы разработали симуляционную бизнес-игру PROFIT – в переводе с английского – прибыль. Эта игра - имитация реальной деятельности бизнеса, в ходе которой участникам, объединенным в несколько команд, необходимо вывести смоделированные предприятия на уровень прибыли.

В зависимости от целей, разные компании получали такие результаты: 

  • Системное видение бизнеса.
  • Понимание работы всего предприятия в целом, своей роли, значимости других функций и важности работы всех подразделений.
  • Конструктивную обратную связь о своих стратегиях поведения для последующей корректировки.
  • Возможность проверить в игре рискованные стратегии для эффективных действий на рынке.
  • Опыт эффективного взаимодействия в условиях нестабильности и изменений.
  • Видение личной ответственности не только за свой участок работы, а и за результат компании в целом.
  • Договоренности о результативном взаимодействии.
  • Эффект единства, сплоченности и синергии работы в команде.
  • Знания и навыки в следующих областях: - Постановка и достижение бизнес-целей. - Планирование, организация, контроль и мотивирование. - Принятие решений. - Продажи, переговоры, коммуникация. - Управление изменениями. - Межличностные отношения. - Решение проблем администрирования, производства, маркетинга и финансов.

Методы генерации креативных идей

Сейчас в большинстве компаний обучают своих руководителей способам наработки креативных идей. Среди них самые распространенные: «Мозговой штурм», «Цикл Уолта Диснея», «6 шляп Де Боно», Метод Номинальных групп и т.д. 
И более сложные системные: фасилитация, «Мировое кафе», «OpenSpace»,модерацияи др.

Крайне важно в применении таких методов, чтобы сотрудники знали, что будет дальше с теми идеями, которые они наработают, заранее. И, конечно же, позаботиться о том, чтобы все они были проанализированы, категорированы, переведены в планы, а информация об этом была у участников.

Командные и экстремальные игры

К привычным уже веревочным курсам, корпоративному отдыху и тренингам по команде добавились экстрим тренинги и туры. Сотрудники  получают незабываемые впечатления и мощный заряд энергии для «квантового прыжка» в успех. Каждый может почувствовать силу совместных действий, вкус победы и синергетический эффект команды, что в разы повышает эффективность работы компании. 
Степень экстремальности может быть разной: от легкой до сверхсложной.

К примеру, легкий - командный поход с палатками, кострами, ужином в котле и песнями под гитару до утра. Участники лучше узнают друг друга, откроют в себе и своих коллегах новые качества, сблизятся, научатся взаимодействовать сообща, учитывать интересы каждого, и осознают преимущества работы в единой команде.

Посложнее - треккинг - командное освоение пути: горное восхождение, конный поход либо путешествие в грот. А увлекательный квест во время этого пути позволит научиться договариваться между собой, уважать чужое мнение, ценить важное, отсекать ненужное, распределять время, быстро вырабатывать командные решения, проявлять эрудицию и чувство юмора, быть опорой и поддержкой своим коллегам. Еще более сложное - скалолазание в одной командной связке, где успех команды зависит от умения работать совместно, а не в одиночку, грамотно распределять силы и возможности каждого, мгновенно принимать «правильные» решения, брать ответственность на себя, доверять друг другу, открыть потенциал каждого и команды в целом. 

Где использовать инструменты геймификации? 

Подбор, адаптация и оценка персонала

Здесь применяются и офлайн и компьютерные игры. Многие банки устраивают студенческие Олимпиады и Конкурсы для отбора лучших специалистов.

К примеру, с помощью компьютерной игры, имитирующей работу предприятия, можно пройти программу адаптации. 
Наблюдения за участниками офлайн игры позволяют оценить уровень многих компетенций, умений и навыков.

Собрания/совещания

Проводя организационную диагностику на предприятиях, я много раз наблюдала два вида собраний или совещаний. Либо скучные, затянутые, формальные собрания либо переходящие в выяснение личных отношений. Сотрудники выходят с таких мероприятий разочарованные происходящим, да и будущим решаемых вопросов. Кроме того, у них создается устойчивое мнение, что это пустая трата времени и сил. 

А ведь собрания можно превратить в живой источник творчества, спонтанного «думания», открытости, интересаи  удовольствияот совместной деятельности. Кроме того, сотрудники будут чувствовать себя вкладом в общий результат, а значит «включится» их ответственность и повысится лояльность к компании. 
Потому «оживить» собрания и извлечь из них пользу могут игры.

Проектные сессии

Игры особенно хорошо использовать в проектных сессияхдля разработки новшеств, решения сложных вопросов и выхода из тупиков. К примеру, придумать новую упаковку, ответить на вопрос: «Как увеличить продажи в 5 раз?», разработать новую стратегию поведения на рынке и др. Также можно применять их, если люди устали, «застряли», выдохлись и иссякли. 

Необходимые условия для успешной проектной:

1.    Подготовка: цели, люди, ведущий, место, пространство, время, содержание, ожидаемый результат. 
2.  Создание  и поддержание атмосферы свободного и спонтанного «думания», творчества, открытости, искренности, удовольствия и веселья. 
3.    Поощрение участия и сотрудничества. 
4.    Стимулирование правополушарного мышления (ассоциации, метафоры, образы и т.п.) 
5.    Планирование действий в конце. 
6.    Реализация плана. 
7.    Корректировка в пути. 

Тренинги и обучение

Это прекрасное поле деятельности для игр. От Здесь хорошо сочетаются офлайн и онлайн технологии. Вживую участников можно обучать, а потом в онлайн формате закреплять и поддерживать. Можно вводить и элементы соревновательности, особенно при адаптации и стажировке молодых специалистов, развитии кадрового резерва, внедрении стандартов и т.д. 
Используя геймификацию, можно мотивировать сотрудников, даже удаленных друг от друга, обмениваться знаниями, опытом, успешными стратегиями, учиться и развиваться вместе.

Зачем и кому нужны бизнес-игры, Михаил Хачатурян,  РЭУ им. Г. В. Плеханова, применение геймификации, инструменты геймификации, генерация креативных идей, стимулирование  вовлеченности, применения игр в организации, симуляционные бизнес-игры, имитация реальной деятельности бизнеса

Развитие корпоративной культуры

Геймификацию используют для «встраивания» ценностей. Особенно актуально для западных компаний, когда ценности задаются головным офисом. В игровой форме сотрудники не только понимают, о чем ценность, а глубоко чувствуют ее влияние на себя, компанию и клиентов. Они будто «проживают» ее.
Также благодаря играм повышается мотивация, уровень энергии, сплоченность, лояльность сотрудников.

Смотрите также: Деловая игра «Зима близко»

ИТАК, ИГРЫ В БИЗНЕСЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ

  • Стимулировать «творческую продуктивность»:
  • Выйти за рамки шаблонного и стереотипного
  • «Переключить» наш мозг из режима логического и линейного в режим креативного
  • Поощрять любые нестандартные идеи
  • Убрать внутреннего «цензора» и «критика»
  • Снять привычные роли и маски
  • «Добыть» энергию и энтузиазм
  • Пробудить интерес, энтузиазм и воодушевление
  • Настроиться на «волну» сотрудничества
  • Вовлечь сотрудников в решение бизнес-задач
  • Повысить мотивацию, уровень энергии, лояльность
  • Сплотить команду
  • Наладить межфункциональное взаимодействие

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Добавлено 03 июля 2019

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!





Комментировать

Партнёры

© Информационно-образовательный портал HR-tv.ru, 2012—2019. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
zen.yandex.ru/id/5c4985c078e51100ad6218d5
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
-->