Приехали: Gett и Сбербанк раскрыли условия сотрудничества

В конце ноября 2016 года израильский сервис такси Gett получил от Сбербанка семилетний венчурный кредит на $100 млн с опционом на свои акции.

Тогда стороны не раскрыли детали этой сделки. Как рассказал РБК вице-президент Sberbank CIB Оскар Рацин, ​банк от агрегатора получил варранты (warrant) на акции, то есть право купить ценные бумаги по цене последнего инвестиционного раунда (последним для компании было привлечение $300 млн от автоконцерна Volkswagen в июне 2016 года).

По словам Рацина, банк сможет реализовать варранты в случае наступления события ликвидности — выхода Gett на биржу или продажи значительного пакета стратегическому инвестору. Обычно владелец варранта может получить разницу между указанной в нем ценой акций и стоимостью бумаг компании при размещении или сделке.

Рацин не раскрывает, какая цена указана в варранте, как и то, на какой пакет он распространяется. Топ-менеджер Sberbank CIB лишь отметил, что соотношение объема средств для выкупа акций по варранту к сумме инвестиций может варьироваться в диапазоне 3-30%. «Речь не идет о получении пакета акции и участии в управлении, это финансовый инструмент получения дополнительного дохода за принятый банком риск», — пояснил Оскар Рацин.

Когда может состояться размещение на бирже или продажа стратегическому инвестору, в Сбербанке и в Gett не прогнозируют.

Gett была основана в 2010 году (изначально называлась Gettaxi). Помимо России, сервис работает в Израиле, США и Великобритании. По итогам 2016 года оборот Gett составлял около $1 млрд, в одной из стран присутствия компания стала прибыльной, рассказал Дейв Вайсэр, но не уточнил, в какой именно. По данным Crunchbase, за время существования Gett привлек венчурное финансирование от 9 инвесторов на общую сумму $613 млн.

По банковскому тарифу

При этом, по словам основателя Gett Дейва Вайсэра, компания рассчитывает сотрудничать со Сбербанком по ряду направлений. В частности, он может кредитовать покупку новых автомобилей водителями Gett, сообщил Вайсэр РБК. «Наше стратегическое партнерство с концерном Volkswagen предусматривает совместную программу лизинга автомобилей для партнеров сервиса на выгодных условиях. Теперь же, благодаря партнерству с группой Сбербанк, мы могли бы помогать нашим водителям в получении кредита на машины по этой программе. Речь идет о потенциально интересном для банка портфеле: 100 тыс. автомобилей — это около $1,5 млрд., но по одиночке с такими заемщиками банкам сейчас неинтересно работать», — отметил основатель Gett. Он объяснил это тем, что водители такси, как правило, являются индивидуальными предпринимателями, оборот бизнеса которых невелик. Обычно банки готовы выдавать им кредиты на приобретение автомобиля под 20%. «Наше сотрудничество позволит снизить процент, поскольку мы можем выступать как платежный агент водителей, проводить анализ и первичную проверку, создать для банка постоянный поток и совсем другое кредитное качество», — говорит Дэйв Вайсэр.

Кроме того, группа Сбербанк могла бы предложить водителям страховые программы — жизни и транспортного средства, кредит на квартиру и другие услуги, предположил представитель Gett. Когда это может произойти, в компании не прогнозируют.

Опрошенные РБК финансовые эксперты скептически отнеслись к идее такого партнерства. Как отметил директор департамента дистанционного автокредитования Локо-Банка ​Кирилл Григорьев, с точки зрения банкиров таксисты не самые лучшие заемщики, независимо от компании, на которую они работают. «Их проблема заключается в том, что, любое, даже минимальное повреждение авто приводит к потере заработка, а следовательно к просрочке платежа. Кредитовать таксистов стоит только в том случае, если первоначальный взнос составляет не менее 50%», — рассуждает Григорьев.

Источник РБК в одном из крупных банков говорит, что автокредитование таксистов — партнеров таких приложений как Gett, Uber, «Яндекс.Такси» — это очень высокорисковая часть банковского бизнеса. Тут риски выше, чем при автокредитовании физлиц, потому что бизнес-план индивидуального предпринимателя рассчитать невозможно. «Не думаю, что партнерство с такими компаниями по крупным кредитным линиям может повлиять на снижение ставки для них», — сомневается собеседник РБК.

Gett в рост

По словам Вайсэра, с помощью программ льготного автокредитования и предложения дополнительных финансовых продуктов Gett намерена «повысить лояльность своих партнеров-водителей». Кроме того, компания рассчитывает на экспертизу банка в части развития бизнеса в регионах. Сейчас сервис работает в 70 городах (в 40 компания вышла за последние полгода) и намерен расширять свое присутствие. «Сбербанк — крупнейший финансовый бизнес в России, который обладает обширной сетью отделений по всей стране. Он может помочь как с выбором населенных пунктов, логистикой, так и с поддержкой, опытом», — отметил Вайсэр. Кроме того, по его словам, у Сбербанка и Gett могут достигнуть синергии в области мобильных платежей. Речь идет как об онлайн-интеграция с системой оплаты «Сбербанк Онлайн», когда пассажиры, у которых установлено приложение банка, смогут выбирать такую опцию оплаты такси, так и добавление возможности заказа такси из приложения Сбербанка.

По оценке UBS, по итогам 2016 года объем российского рынка такси составил 526 млрд руб., к 2021 году он вырастет до 1,097 трлн руб. Доля онлайн-заказов, по мнению аналитиков, за пять лет увеличится до 80% с текущих 20%. Лидером рынка является «Яндекс.Такси», который в 2017 году будет, по прогнозу UBS, занимать 60% в сегменте онлайн-заказов, а к 2021 году — 55%.

По мнению аналитика ФК «Уралсиб» Константина Белова, перед всеми сервисами онлайн-заказа такси сейчас стоит задача набрать критическую массу пользователей. «Для подобных сервисов важен эффект масштаба, важно, чтобы его знали и воспринимали как лидера рынка. Экспансия — это попытка занять позиции на растущем рынке, которые потом будут давать отдачу», — отметил Белов. По его мнению, для успешной экспансии нужны деньги и стимулы для привлечения водителей.

Владимир Исаев, руководитель пресс-службы «Яндекс.Такси» (работает в 69 российских городах с населением более 100 тыс. человек), заметил, что финансы для экспансии необходимы, но они не главное для достижения успеха. «Скорость экспансии в крупные города главным образом зависит от того, насколько слаженно и согласованно работают все команды компании — менеджмент, маркетинг, финансы, IT-, юридическая службы и т. д., насколько масштабируема IT-инфраструктура в целом. Выходу в каждый новый город предшествует огромная подготовка, начиная с первичной аналитики и поиска партнеров (таксопарков и диспетчерских) и заканчивая разработкой тарифной сетки, отбором и подготовкой водителей. Для массового сервиса процесс запуска в новых городах должен по сути быть хорошо отлаженным и беспрерывно работающим конвейером», — отметил Исаев.

«Яндекс.Такси» сейчас оказывает услуги в шести странах — это Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Казахстан. Показатель отдельно для России не раскрывается.

 

Источник: http://www.rbc.ru/technology_and_media/03/05/2017/5900c4e69a7947d90982303f

Добавлено 03 мая 2017

Понравилась новость? Поделись ей с друзьями






Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

© Информационно-образовательный портал HR-tv.ru, 2012—2020. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
zen.yandex.ru/id/5c4985c078e51100ad6218d5
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
закрыть x
-->