Как автор Ждуна будет зарабатывать на меме в России

Автор Ждуна, скульптор Маргрит ван Брифорт дала в Москве пресс-конференцию в рамках Международного фестиваля рекламы «Каннские Львы».  Брифорт знает, как популярен ее Ждун в России, но официально зарегистрировать свои права на Ждуна вовремя она не успела. Вызвались помочь российские бизнесмены.

«У нас на Ждуна большие планы, — на пресс-конференции Юрий Цейтлин, президент компании CD Land, которая недавно приобрела авторские права на использование образа мема в России: Мы работаем над созданием ждунского блога, так же задумываемся о возможности участия Ждуна в различных клипах и, может быть, даже его певческой карьере».

Маргрит ван Брифорт — скульптор из Нидерландов. Она создала скульптуру Homunculus Loxodontus (так по паспорту зовут Ждуна) весной 2016 года, выиграв грант для создания скульптуры для медицинского центра Лейденского университета. Позу существа с сомкнутыми на животе руками скульптор часто наблюдала у людей, сидящих в очереди к врачу, и в залах ожидания на вокзалах. В январе 2017 года изображение Homunculus Loxodontus, прозванного в России «Ждуном», стало популярным мемом. Ждун появляется везде, от картин старых мастеров и современных классиков, до фотографий со знаменитостями и событий всех времен и народов. Спокойствие и несокрушимая уверенность существа способна снизить пафос и внести ироническую ноту в любой сюжет, куда Ждуна добавляют. Невинный взгляд упитанного существа, который будто ждет чего-то или вопрошает, а также его общий невозмутимый и отчасти философский настрой универсально подходят к любой ситуации.
Особенную популярность Ждуна в России Маргрит ван Брифорт связывает объясняет советским прошлым, когда люди очень много времени проводили в очередях. 

Сейчас Avito.ru предлагает десятки ждунов на выбор – шоколадного, вязаного, деревянного. Умельцы валяют из войлока ждунов размером около 10 см, более предприимчивые компании идут дальше, и по желанию заказчика Ждун может быть исполнен в любом цвете (материал схожий с оригиналом – эпоксидная смола, полиэфиры). Свитшоты с репродукцией картины Мона Лиза, но со Ждуном в главной роли (или Ждун вместо «Девочки с персиками» Серова) обойдутся в 2500 рублей, кружки с чем-то уже отдаленно напоминающим Ждуна в 800 рублей. Творчески переосмыслили и заново отрисовали Ждуна в Казани. За 760 рублей — футболка со Ждуном в венке или в шапке-ушанке и тельняшке. Плюшевый «Ждун-антистресс» — 1870 рублей. Был у Ждуна и свой «официальный» сайт (zhdunshop.ru, сейчас не работает), но к Маргрит ван Брифорт это все не имеет отношения.

Пока русскоязычная страница Ждуна в Instagram (более 12 100  подписчиков) обновляется, но уже не так часто (последний пост за 19 мая – «Ждун — Алишер Усманов»). Скульптура – объект статичный, в отличие от живого существа, которое может двигаться и меняться, давая все новые и новые возможности для фотожаб и демотиваторов.

Для поддержания интереса к персонажу скульптор планирует создать Ждуну семью — папу, маму или дочку. Сейчас ведется работа над женским воплощением Ждуна. Брифорт уже выложила в Instagram снимки эскиза и новой скульптуры на раннем этапе работы с хэштегами #чтоэтобудет #ждун или #ждунья? В конце января она уже интриговала подписчиков, опубликовав карандашную работу, на которой Ждун изображен с грудью, русалочьим хвостом и на костылях – почти что персонаж с картины Иеронима Босха.

Неравнодушные граждане периодически собирают подписи в надежде установить скульптуру Ждуна в одном из парков Москвы. Маргрит ван Брифорт говорит, что повтор скульптуры обойдется заказчику в €10 000. 

Grampy Cat

Grampy Cat («Сердитый кот») — котенок, которого завела официантка из Аризоны Табата Бандесен. В 2012 году брат хозяйки дома выложил фото котенка на сайт Reddit. Котенок с неправильным прикусом смотрел сердито, хмуро и очень по-человечески, словно говорил: «опять понедельник!», или «отстаньте от меня», или «у меня похмелье».

Хозяйка «Сердитого кота» не растерялась и пока кошка находилась на пике вирусной популярности, сумела популярность монетизировать. Мировой успех Grumpy Cat – заслуга менеджера мемов Бена Лашеса, к которому обратилась Бандесен.  Интернет сайт с магазином, активное ведение соцсетей, постоянное обновление и новости о «Сердитом коте» привели к огромному количеству подписчиков в Twitter (около 700 000 читателей) и Facebook (почти 9 млн подписчиков). 

За пару лет хозяйка кошки и предприимчивый менеджер издали серию книг и календарей (в России в издательстве «Эксмо»), запустить собственный бренд кофейных напитков Grumppuccino, снять котенка в рекламной компании Friskies и в голливудской ленте «Самое худшее Рождество Сердитого котика». В AppStore и Google Play есть мобильная игрушка «Сердитый кот». Ну и конечно магазин при официальном сайте предлагает конфеты, книги, обложки для смартфонов, одежду, мягкие игрушки, брелки всё в диапазоне от $2,5 до $100. 

По словам Бена Лашеса, домашний любимец принес Табате прибыль в $100 млн.

FATCATART

В России схожая ситуация. Рыжий, толстый и обаятельный кот по кличке Заратустра из проекта FatCatArt.com принадлежит художнику Светлане Петровой. Однажды, по совету подруги Светлана решила сделать с котом фотосессию в стиле малых голландцев, но выбор в итоге пал на «Данаю» Рембрандта. Заратустра вписался идеально.  Быстро был сделан сайт FatCatArt.com, где Светлана стала вести блог от имени кота и выкладывать свои работы. Было интересно, сможет ли кот стать мемом безо всяких усилий по его распространению. Через полгода рыжий, довольный жизнью кот, чувствующий себя вольготно в живописной картине любой эпохи, заполонил собой Интернет. Чтобы защитить свое авторство, Петрова написала на все крупные порталы  просьбой поставить ссылку на её сайт. Так интерес к коту возник с новой силой, и Заратустра вошел в двадцатку самых знаменитых интернет-котов. 

 

«Интернет-мемы – это серьезно и занимаются этим серьезные люди, даже если это началось, как в случае с Grumpy Cat» — говорит Петрова. Давняя подруга Петровой —Антея Норман-Тейлор – экс-менеджер Брайана Фейри и Roxy Music предложила провести выставку картин с Заратустрой в культурном центре под Оксфордом. Эта новость попала в на BBC, о коте много писали в СМИ, а хозяйка получила предложение выпустить о нем книгу. Книга была сразу написана на английском языке, выпущена в Америке, существует перевод на китайский, корейский языки, готовится японский перевод. Перевод на русский пока не запланирован.

Зарегистрированное авторское право на работы помогают бороться с подделками. На сайте Amazon.ru, например, автор может пожаловаться на мошенников и добиться компенсации.

Наибольшую прибыль Светлане принесли права на книгу, проценты от её реализации и продаж оригинальных картин. В интернет-магазине сейчас представлено около 30 картин (цифровая печать на холсте), которые, в зависимости от размера и натяжки, можно приобрести от $45 до 185, а также постеры (по $50-60).  Самой большой популярностью пользуется дополненные котом «Мона Лиза» да Винчи, «Вавилонская башня» Брейгеля, «Ирисы» Винсента ван Гога и «Постоянство памяти»  Сальвадора Дали.

«Упоротый лис»

Создатель Лиса — таксидермист из Великобритании Адель Морзе. У всех ее животных и птиц — особая мимика и пластика, но «выстрелило» именно чучело сидящей лисы, при чем  в России.

Адель Морзе выставила «Упоротого лиса» на аукцион ebay в октября 2012 году.  Один из них поставил его в подборку неудачных работ таксидермистов.  Фотографией лота стали делиться друг с другом и постить в социальных сетях.Так на аукционе за оригинальное чучело развернулась борьба, в которой победил промоутер музыкального клуба Майк Пурман сделавший ставку в £330.

Буквально спустя месяц фотографии «Упоротого лиса» попали в Рунет, и слава нашла лиса, превратив его в интернет-мем. Появились множество фотожаб и демотиваторов с изображением лисы – она оказалась поистине универсальна и могла вписываться в любую картину, в любую компанию, сочетаться с чем и кем угодно.  

На волне успеха, Адель Морзе и Майк Пурман, новый владелец «Упоротого лиса», привозили его в Санкт-Петербург и Москву. В Питере отделение партии «Коммунисты России» (КПЛО) и зоозащитники выступили против проведения выставки, что привлекало дополнительное внимание к мему. В Москве же все обошлось без эксцессов.

Адель Морзе повторила «Упоротого лиса» для владельца сайта 1001mem.ru Игоря Козлова. 

Сейчас Морзе на ebay продает только эмалевый значок в виде мордочки «Упоротого лиса» примерно за 500 рублей. Предложения на её личном сайте (www.adelemorsetaxidermy.co.uk) чуть более разнообразны – открытки с изображением все  лиса в компании грустного Киану Ривза, наклейки, постеры. Цены от £10 до £30 .

Морзе не нравится, когда её «Упоротого лиса» называют одним из самых прибыльных интернет-мемов современности и приписывают ей выручку в £10 000 фунтов. На своей странице в Твиттере она пожаловалась, что её прибыль — £400 за 18 дней работы.

Источник: http://www.forbes.ru/forbeslife/346079-kak-avtor-zhduna-budet-zarabatyvat-na-meme-v-rossii

Добавлено 14 июня 2017

Понравилась новость? Поделись ей с друзьями






Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

© Информационно-образовательный портал HR-tv.ru, 2012—2021. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
zen.yandex.ru/id/5c4985c078e51100ad6218d5
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
закрыть x
-->