Производители электроники теряют интерес к выпускникам профильных вузов

Российские производители электроники снижают интерес к совместной работе с вузами по подготовке специалистов, выяснили в консорциуме «Базис». Целевая подготовка одного студента требует в среднем 1 млн руб. расходов. Эксперты поясняют, что кадры остро нужны прямо сейчас и участники рынка предпочитают тратить деньги на их привлечение, а не вкладываться в долгосрочное выращивание. В научном сообществе, впрочем, уверяют, что по крайней мере у ведущих вузов работа с компаниями продолжается.

Собеседники “Ъ” на рынке электроники рассказали, что 15 сентября в Аналитическом центре при правительстве прошла закрытая встреча участников рынка и представителей аналитического центра. Обсуждалась, по словам источников “Ъ”, в том числе проблема роста дефицита кадров в производстве и разработке электроники.

Из проведенного консорциумом «Базис» опроса 97 участников и экспертов рынка радиоэлектроники (есть у “Ъ”) следует, что в 2022 году российские компании стали меньше взаимодействовать с вузами для подготовки кадров. Так, если в 2021 году этим интересовались 77% разработчиков и производителей, то в этом году — лишь 47%. Только 11% компаний хотели бы открыть на базе вузов лаборатории (47% в 2021 году), 15% — реализовать совместные с институтами образовательные программы (40% в 2021 году) и 14% — участвовать в научно-исследовательских работах (43% в 2021 году).

Производители электроники теряют интерес к выпускникам профильных вузов, рост дефицита кадров, дефицит кадров, кадровый голод, подготовка кадров, кадровый дефицит, дефицит кадров в россии, дефицит кадров 2022, дефицит профессиональных кадров, дефицит квалифицированных кадров, проблемы дефицита кадров, отрасли дефицит кадров

По словам одного из источников “Ъ”, участники встречи выразили беспокойство по поводу низкой конверсии выпускников вузов, многие из которых еще на этапе обучения говорят о желании работать в иностранных компаниях или вовсе не по специальности.

Согласно отчету Финансового университета при правительстве РФ (был представлен на форуме «Армия-2022», есть у “Ъ”), из 20,8 тыс. выпускников российских вузов в области радиоэлектроники только 35% готовы трудиться на отечественных предприятиях, 15% рассчитывают покинуть их после одного-трех лет работы, 10% исходно хотят в зарубежные компании, а 40% не планируют сохранять специальность.

Источник “Ъ”, близкий к одному из участников совещания, объясняет снижение интереса компаний к взаимодействию с вузами тем, что производители и разработчики не готовы выделять бюджеты на подготовку специалистов, которые в итоге могут уйти на другие предприятия.

Между тем расходы могут быть довольно большими. Член-корреспондент Российской академии наук (РАН), заместитель заведующего кафедрой микро- и наноэлектроники МФТИ Евгений Горнев уточняет, что для компании подготовка одного студента в среднем обходится в 1 млн руб. в год: «Это оплата работы преподавателей, аренда жилья в Зеленограде, где студенты проходят практику, стипендия. У нас стипендия аспирантов по таким программам составляет 60 тыс. руб. в месяц при базовой 8 тыс. руб.». Он, впрочем, называет данные «Базиса» о снижении интереса компаний к подготовке кадров недостоверными, хотя и признает наличие системных проблем.

«Компаниям сейчас нужны технологи и конструкторы, а их в России готовят буквально несколько вузов: МФТИ, МГТУ, МИЭТ, ВШЭ и МИРЭА»,— поясняет господин Горнев.

В МФТИ также заявили, что не наблюдают снижения интереса индустриальных партнеров к подготовке кадров в части электронной компонентной базы. В ВШЭ и МИЭТе отказались от комментариев, в МГТУ и МИРЭА не ответили “Ъ”.

В Минпромторге уверяют, что российские разработчики электроники не снижают интереса к подготовке кадров, но в этом году «основной упор делают на стратегически важных вопросах стабилизации ситуации и перераспределении логистических цепочек». По словам старшего вице-президента Kraftway Рената Юсупова, российские разработчики не готовы системно вкладываться в подготовку кадров, потому что специалисты нужны прямо сейчас: «Чтобы ввести в проект высококлассного специалиста, нужно два-три месяца, для специалиста среднего уровня — полгода, а начального, то есть выпускника вуза, как минимум год». Поэтому, поясняет эксперт, российские компании предпочитают тратить средства на привлечение специалистов с опытом.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5570725

Добавлено 21 сентября 2022

Понравилась новость? Поделись ей с друзьями







-->