Формула идеального сотрудника

Ознакомиться всем рекрутерам и не только! Какая она – формула идеального сотрудника, из каких пяти параметров состоит, порталу HR-tv.ru рассказала Надежда Поволоцкая , психолог, HR, профайлер.

Международный центр детекции лжи и профайлинга ICDS, Надежда Поволоцкая, психолог, HR, профайлер, Формула идеального сотрудника, качества идеального сотрудника, идеальный сотрудник, лучший сотрудник, как найти идеального сотрудника, как понять идеален ли сотрудник, идеальный сотрудник какой он, какой идеальный сотрудник

Идеальный сотрудник: миф или реальность?

Кто такой идеальный сотрудник? Он вообще существует? Или давайте так – у вас есть идеальный сотрудник в команде?

Вроде бы простой вопрос, но почему-то он заставляет задуматься многих руководителей. С одной стороны, вроде и хочется, чтобы сотрудники были все идеальными, с другой стороны, начиная перебирать одного сотрудника за другим, возникают мысли «да, сотрудник хороший, но вот если бы он еще и вот это делал или не делал, то было бы еще лучше». Нет предела совершенству? Идеальный сотрудник не существует? А если существует, то как мы поймем, что он идеальный? По каким таким признакам, параметрам, поступкам, действиям?

Одно время этот вопрос не давал мне покоя. Нет, я не хотела вывести формулу идеального человека. Просто очень хотелось разобраться, что имеет в виду тот или иной руководитель, который говорил: «Мне нужен идеальный сотрудник! Найдите его!».

Наступив не на одни грабли и наломав не одну вязанку дров, я сделала несколько выводов, которыми хочу поделиться с вами:

1. Понятие «идеальный» – абстрактное, у каждого человека свое описание того, что он подразумевает конкретно под этим словом.

2. Компании бывают разные, так же, как их руководители. Бывает так, что идеальный сотрудник для руководителя не всегда по факту идеален для компании.

3. Несмотря на все вышесказанное, общие закономерности все-таки есть. Речь идет не о том, что идеальный сотрудник должен быть коммуникабельным или пунктуальным. Нет, совсем нет.  Речь идет о другом. О сочетании конкретного человека с конкретной компанией, об их взаимной совместимости.

4. Если формула идеального сотрудника и существует, то она может выглядеть так:

Идеальный сотрудник = желание + возможности + управляемость + совместимость + безопасность.

Читайте также: Профиль идеального сотрудника: как составить и применить. Часть 1

Формула идеального сотрудника

Рассмотрим подробнее каждую составляющую нашей формулы Идеального сотрудника = желание + возможности + управляемость + совместимость + безопасность.

Сразу скажу, что знание HR-профайлинга, понимание психотипа человека значительно помогает в оценке каждой составляющей формулы. Чем больше вы понимание суть человека, не просто слушаете человека, но слышите то, что он на самом деле говорит, тем более достоверно вы оцените каждый параметр.

Желание

Вы знаете, почему работают сотрудники в вашей компании? Что их удерживает на данном рабочем месте от рассмотрения других предложений о работе? Существует масса теорий мотивации, в этой статье мы их не будем рассматривать. Важно знать, какие желания есть у ваших сотрудников, что для них важно получить на новом месте работы.

На первом собеседовании часто люди выдают социально желаемые ответы: хочу работать в вашей компании, потому что вы очень хорошие и т.п. По факту, сотрудники редко сразу прямо говорят правду, например «у вас вся зарплата официальная, а я часто болею и смогу ходить на больничный не теряя в доходе», «я мать одиночка, и вы не сможете меня уволить за плохую работу или потому что у меня часто болеет ребенок».

И хоть люди об этом прямо не говорят, но, тем не менее, эту информацию можно понять по тому, что они рассказывают о прошлых местах работы или по тем вопросам, которые задают о компании на собеседовании. Например, если на собеседовании кандидат не задал ни одного дополнительного  вопроса про должностные обязанности, но подробно выспросил про отпуск, отплату больничных, продолжительности рабочего времени, то это наводит на определенные размышления.

Возможности

Возможности – это то, с какой скоростью, качеством, результатом сотрудник справляется с делами. Его знания и навыки, которые он может применить на рабочем месте, чтобы быть полезным для компании.

Лучший способ это проверить – на практике. Например, на этапе отбора дайте кандидату задание, которое он должен выполнить. Он может его выполнять удаленно или у вас в офисе. На время или в свободном режиме. Выбор задания и способа его исполнения и оценки – за компанией. Получив задание – обсудите его с кандидатом. Особенно если это ошибки или наоборот, удачные решения.  Рассказ кандидата о том, как он выполнял задание, может дать массу дополнительной информации: как он рассуждал, что или кто помог ему в выполнении задания, что далось легко, а что сложно.

Впоследствии, будучи принятым на работу, сотрудник будет выполнять свою ежедневную работу, но стратегии ее выполнения, скорее всего, будут те же, что и на выполнении тестового задания.

Если у сотрудника пробел в знаниях или навыках, компания может вкладывать свои ресурсы в его обучение.

Управляемость

Думаю, вы согласитесь, что любая компания ожидает от сотрудника, что он будет подчиняться правилам внутреннего распорядка компании и прочим стандартам, которые установлены в компании.  Любая компания – это система. И чем более слаженно она работает, тем больших результатов может достичь. Руководитель в свою очередь тоже ожидает от подчиненных ему сотрудников дисциплины, исполнительности и т.д.

Что начинается, когда сотрудник отказывается подчиняться? Конфликты, в которых чаще всего вовлечены не только сам «бунтарь» и его руководитель, но и коллектив (подразделения или компании в целом, если ситуация вышла из-под контроля). Каковы последствия? Руководитель рискует потерять авторитет в глазах своих сотрудников и вышестоящего руководства. Бунтарь может собрать вокруг себя других сотрудников. Самое главное что происходит – компания теряет в подобных внутренних разборках ресурсы: время, которое тратят все участники на конфликты и их обсуждения в кулуарах и на рабочих местах. Может пострадать и репутация компании перед партнерами и клиентами – если конфликт вышел за пределы компании.

Поэтому всегда, когда вы решаете принять того или иного кандидата на работу, принимайте во внимание два важных момента:

1. Насколько этот сотрудник управляем в принципе.

2. Насколько этот сотрудник будет управляем для непосредственного руководителя.

Международный центр детекции лжи и профайлинга ICDS, Надежда Поволоцкая, психолог, HR, профайлер, Формула идеального сотрудника, качества идеального сотрудника, идеальный сотрудник, лучший сотрудник, как найти идеального сотрудника, как понять идеален ли сотрудник, идеальный сотрудник какой он, какой идеальный сотрудник

Совместимость

Тоже немаловажный критерий. Совместимость – это то, насколько человек впишется в коллектив, как повлияет на него. Насколько критерии и ценности человека совпадают с критериями и ценностями компании. Не с теми, которые декларируются в различных документах, а теми, которые есть по факту в компании. К сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что они не совпадают.

Наш сотрудник может очень хотеть работать, обладать массой талантов, но быть при этом склочным любителем поспорить или любителем сплетен и интриг. Даже в спокойном миролюбивом коллективе сотрудник с подобными «талантами» может существенно омрачить жизнь своих коллег и руководства и в конечном итоге компании.

Поэтому выясните, какие ценности и критерии важны для сотрудника и соответствует ли это существующим корпоративной культуре.

Читайте также: 15 типов подчиненных, которых обожают начальники

Безопасность

Что такое безопасный сотрудник? Чаще всего под этим словосочетанием подразумевают, что сотруднику можно доверять информацию, деньги, клиентов и прочие ресурсы компании. Компания доверяет сотруднику и ожидает, что сотрудник оправдает оказанное доверие.

К сожалению, такое бывает не всегда. Сплошь и рядом становятся известны факты, когда сотрудники воруют деньги, продукцию, базы данных, уводят клиентов, и т.д. Когда становятся известны подобные случаи, руководители расстраиваются, негодуют: «как так?», «как он мог?» Знаете, какие закономерности существуют в подобных ситуациях? Как-то в одной книге я нашла интересную статистику: 10% сотрудников украдут всегда, 10% не украдут никогда, 80% в зависимости от ситуации.

Как это можно проверить и предусмотреть еще на моменте отбора кандидатов на вакансию? Обратите внимание на несколько фактов:

1. Базовый психотип кандидата. У каждого психотипа есть свои тенденции в криминальном поведении.
2. Сбор рекомендаций с нескольких прошлых мест работы может дать ценную информацию. Бывает, что за формулировкой «уволен по собственному желанию» кроется ситуация «украл-поймали-уволили».
3. Если в компании существует своя служба безопасности – это существенно снижает процент «опасных» сотрудников в компании. Если ее нет, просмотрите профайлы кандидата в социальных сетях. Пост или рассуждения на тему «если на работе нечего украсть – зачем такая работа?» говорит сам за себя.

В завершение хочу подчеркнуть, что компании бывают  разные, и им требуются разные «идеальные» сотрудники. Поэтому нет плохих или хороших кандидатов или сотрудников. Есть подходящие или не походящие под задачи компании.  Идеальный сотрудник – тот, который подходит компании по всем пяти параметрам.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы