Буря в стакане воды: как усмирить свой гнев

"Я не стерва, это нервы", "Вне себя, спросить попозже" – статусы, после которых сначала долго носишь несменяемое "Был неправ", "Ужасно стыдно", а потом растерянное "Боже, и стоило из-за этого злиться?!"

Как усмирить свой гнев? Что сделать для того, чтобы контролировать собственное раздражение и не испортить отношения с коллегами? Об усмиряемых и не слишком эмоциях, о последствиях необдуманных действий на примере скоропалительного увольнения, которое дорого обошлось одному бизнесмену, порталу HR-tv.ru рассказала актриса Татьяна Абраменко . Татьяна Абраменко

К сожалению, в жизни иногда происходят вещи, которые не могут нас оставить равнодушными: какие-то действия посторонних людей, противоречащие вашим принципам, неприкрытое хамство где-нибудь в поликлинике или в магазине, придирки со стороны начальства и сослуживцев вызывают у нас ответную реакцию. Порой наша реакция на это бывает очень бурной, и бывает, что после минутки гнева нам становится стыдно за свой срыв.

Что бывает, если сорвешься на коллегу

Конечно, срываться на кого-то – это не очень красиво. Гнев становится проблемой разлада в отношениях: в состоянии, когда эмоции зашкаливают, трудно контролировать свою речь и можно наговорить всякого. Если ситуация, где вы невоздержанны в словах, произошла не у вас дома, где близкие еще хоть как-то могут простить вас, а, допустим в стенах родного офиса, вы можете потерять расположение кого-то из сослуживцев, а то и просто стать причиной неудачи в бизнесе.

Один мой знакомый бизнесмен, человек темпераментный и нервный, однажды поругался со своим подчиненным, который занимался ответственным делом: размещением контекстной рекламы в поисковых системах. Обиженный, а заодно уволенный без выходного пособия подчиненный решил по-своему отомстить разгневавшемуся начальнику – ушел, не сообщив паролей доступа к личным кабинетам, бизнесмен попал на большие деньги и на собственной шкуре понял, что гнев в рабочих вопросах – плохой помощник. В подобных ситуациях оправданием вашему гневу не может служить ни ваша усталость, ни раздраженность, ни прочие предшествующие эмоциональному потоку слов, причины. Хотя иногда гнев кажется праведным, когда мы ругаемся, например, на кого-то за дело.

А что в отражении?

Практически во всех религиозных системах мира гнев считается большим грехом. Не зря православный священник Павел Гумеров говорит о том, что гнев разрушает любовь и, в целом, отношения между людьми. И предлагает людям, которые изволят гневаться, хоть раз взглянуть на себя в зеркало в тот момент, когда они злы на весь мир – гнев не украшает, больше того он обезображивает не только наше лицо, но и нашу душу, оставляя в ней негативный осадок.

Того же самого мнения о гневе придерживаются в исламе и в буддизме.

Где рычаги контроля над собой

Как контролировать растущий гнев? Многое в вопросах самоконтроля зависит, безусловно, от темперамента человека: флегматикам проще контролировать свои эмоции, чем холерикам, у которых они обычно зашкаливают. Но заниматься этим просто необходимо, иначе вам с трудом удастся сохранить нормальные рабочие или личные взаимоотношения.

Запомните, гнев ничего не созидает, он только разрушает. При этом, недосказанность, негативные эмоции, чувство несправедливости нельзя ни в коем случае оставлять без внимания и копить внутри себя, иначе все это будет разрушать вас изнутри, подрывая и душевное состояние, и здоровье.

Обсудите претензии

Одним из основных способов управления своими эмоциями был и остается анализ причин ситуации и обсуждение их в относительно спокойном ключе. Это касается как личных взаимоотношений, так и рабочих. В том, чтобы испытывать негативные эмоции, нет ничего плохого – все и всегда устраивать не может, и это надо принять за аксиому. Мы все разные люди, с разными характерами, взглядами на жизнь, темпераментами и прочим. Поэтому нужно проговаривать каждую ситуацию, не накапливать груз эмоций, раздражения, которые потом выплескиваются в большой скандал.

А каждый раз четко и по делу доносить до человека, с которым возникают какие-то сложности в общении, что именно вас не устраивает, обсуждать ситуации, которые выводят вас из равновесия. Таким способом можно устранять недопонимание еще на той стадии, когда вполне можно обойтись без взаимных оскорблений и претензий.

Как ответить на грубость?

То же самое отлично работает и сфере офисных отношений. В одном коллективе не всегда работают люди, которые нравятся друг другу, друзья и т.д. Но это не значит, что, раз вы не друзья-товарищи, работать вместе не надо. Выполняйте свои обязанности на должном уровне, требовать этого от ваших сослуживцев – задача начальства. Если возникает какая-то конфликтная ситуация, не надо вспоминать все, чем вы были недовольны за прошедшие полгода, всегда лучше сначала успокоиться.

Нельзя допускать, чтобы чувства захлестывали вас, и кидаться на человека с ответными оскорблениями – поверьте, таким способом вы не только окончательно испортите отношения с этим человеком, но и всему коллективу продемонстрируете себя в полном великолепии. Нужно спокойно проанализировать возникшую проблему, прийти в себя, и только после этого начать плодотворный диалог со своим оппонентом.

Экскурсия вглубь себя

А вообще для того, чтобы бороться со своим собственным недовольством и раздражением, зачастую являющимися причинами постоянных срывов и выражения гнева, попробуйте для начала разобраться в себе: может быть, вас что-то не устраивает не в тех ситуациях, которые происходят, и даже не в тех людях, которые вызывают гнев своим поведением. Может быть, все дело в вас? Вам не нравится то, чем вы занимаетесь, ваша работа, в семейных отношениях наметился какой-то разлад.

Подумайте, что именно заставляет вас раздражаться, и измените свою жизнь. Добавьте в нее то, от чего вы будете получать удовольствие: хобби, любимую работу, съездите в отпуск с вашей второй половинкой или одни.

Недовольство, негативные эмоции, раздражение лучше всего лечатся гармоничным состоянием внутри себя, а его под силу создать каждый, занимаясь тем, что ему близко. Можно, например, увлечься йогой или спортом, рисовать, путешествовать и, самое главное, научиться принимать мир таким, какой он есть. А в нем нет ничего идеального. И вы тоже не идеальны. Поэтому не стоит устраивать бури в стакане воды.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы