Реальные истории: директивность

Предлагаем вашему вниманию увлекательные истории из реальной жизни от Игоря Гайдукова. Чтобы сохранить интригу поделим этот пост на три части, в этой речь пойдет про штрафы, мордобой и директивность

гайдуков


Про штрафы и мордобой

«Директивность – опасная штука. Ей надо уметь пользоваться», - такое мнение мне довелось однажды услышать от одного участника тренинга. Мы пили кофе в перерыве и, как водится, рассуждали о том, о сем в рамках темы занятий.

«Это что вы имеете в виду», - поинтересовался я тогда, и в ответ мне рассказали совершенно дикую историю, которая приключилась пару лет назад в региональном подразделении одной довольно известной дистрибьюторской компании.

В торговый отдел филиала на должность супервайзера пришел молодой и активный сотрудник. И, хотя управленческого опыта у него прежде не было, этот недостаток он на собеседовании компенсировал неплохой теоретической подготовкой и «горящими глазами». За дело взялся инициативно: разработал какие-то новые бланки, ввел дополнительную отчетность, регулярно выезжал на совместные визиты к клиентам. Одним словом, было видно, что за дело свое он болеет и о деле беспокоится. Только вот подчиненные его как-то сразу не взлюбили. Сначала ворчали потихоньку в курилках, потом на собраниях открыто стали высказываться. Мол, не нравятся им все эти нововведения. Однако наш руководитель их претензии игнорировал, делая упор на сознательность и настаивая на необходимости в изменениях.

До этой части рассказ был вполне себе обыденным: новая метла по-новому метет, как известно. А среднестатистический человек всегда сопротивляется изменениям в привычном укладе своей жизни.

Но дальше история приняла неожиданный оборот.

Генеральный директор филиала, видя старания супервайзера и сопротивление подчиненных, дал ему совет вести себя по строже. Он сказал, что некоторые люди понимают только язык силы, угроз и наказаний. Не все, конечно, но многие. И что в команде у супервайзера такие люди, безусловно, есть. Поэтому он должен быть готовым повысить голос, начать давить на сотрудника и даже его оштрафовать, если иные меры убеждения не действуют. Вот так.

Супервайзер воспринял его слова, как команду к репрессиям. Время мягких убеждений закончилось – такой он сделал вывод. И начал штрафовать своих людей. В торговом отделе была такая доска, на которой вывешивали планы продаж и какие-то важные объявления. Теперь там стали появляться такие тексты: «ИВАНОВ. ЗА ОПОЗДАНИЕ НА СОБРАНИЕ – 200 РУБЛЕЙ». Или: «СИДОРОВ. ЗА ИГНОРИРОВАНИЕ ЗВОНКА ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ – 300 РУБЛЕЙ». Тексты обновлялись 2-3 раза в неделю.

Был в команде у супервайзера тяжелый подчиненный. Опытный сотрудник, но с гонором. Постоянно тяжелые вопросы задавал, ну и вообще не молчал, если что-то не нравилось. Однажды супервайзер выехал вместе с ним в удаленный город для проведения совместных визитов. Команда занималась напитками и соками, а на дворе была зима – не самое лучшее время года для продажи этой продукции. В общем, день был нервный и не богатый на заявки. И вот на обратном пути между ними случился конфликт. Они ехали на машине торгового представителя и доподлинно неизвестно, с чего все началось. Но чем все закончилось – известно. Торговый представитель остановился прямо посреди леса, вытащил своего начальника из машины и немного его побил. Потом сел в машину и уехал. Вот так. Дико, правда?

Стоит опустить детали того, как супервайзер в тот день добирался до дома. Поймал попутку, да добрался, надо полагать. Важно то, что он сделал на утро. А именно: он составил новый текст для доски объявлений. Текст был такой: «ПЕТРОВ. ЗА НЕУВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РУКОВОДИТЕЛЮ – 500 РУБЛЕЙ».

Человек, который рассказал мне эту историю, видел удовлетворенное лицо оштрафованного сотрудника. Тот готовился к увольнению, а тут штраф. 500 рублей. Он несколько раз перечитал текст и сказал: «За 500 рублей я готов его бить дважды в неделю. А что, четыре тысячи в месяц это отличная цена за такое удовольствие».

«Именно поэтому жесткость в управлении людьми – опасная штука, - подытожил свой рассказ мой собеседник. – Без нее никуда, но ей надо уметь пользоваться».

Интересное мнение, правда? Только оно не учитывает все разнообразие человеческих взаимоотношений.

  1. Авторитарный стиль управления далеко не всегда решает проблемы во взаимоотношениях с сотрудниками. Можно управлять тяжелым подчиненным, используя мягкие методы. При этом жесткий стиль может натолкнуться на сопротивление вполне мирных и покладистых сотрудников.

  2. Директивность не может быть самоцелью. Это один из способов коммуникаций. Есть и другие стили управления.

Всякий раз, когда вспоминаю эту историю, мне на ум приходят слова Макиавелли: «Кто хочет, чтобы ему подчинялись, должен уметь командовать, а командовать умеют люди, правильно соразмеряющие свои качества с качествами подчиненных, и если они находят соответствие, тогда они могут командовать, в противном случае им следует от этого воздержаться».

Автор: Игорь Гайдуков

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Ольга Чижевская
«Эйджизм устарел»: привлекаем сотрудников 50+ и успешно интегрируем в коллектив

По данным многочисленных исследований, в том числе доклада ВОЗ The Global Report on Ageism (Глобальный доклад о проблеме эйджизма. ВОЗ, 2021), составленного по результатам опроса в 57 странах, с проблемой негативного отношения в связи с возрастом сталкивался каждый третий участник опроса. В то же время современный опыт показывает, что продуктивнее всего работают смешанные команды, и бизнес, идущий в ногу со временем, уделяет все больше внимания соблюдению возрастного разнообразия в офисе. Почему нам сегодня так важны сотрудники 50+ и как их «вписать» в коллектив, если он, преимущественно, молодой, обсудили с Ольгой Чижевской, бизнес-тренером, исполнительным директором Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии», директором ООО «Подиатр».