Эволюция HR-функции: что было и что будет

Почему доэйчаровское время называют золотым, с какими трудностями сталкивались первые эйчары, кто ищет в HR-е маму, а кто полноценного партнера, и что ждет представителей этой профессии в будущем, порталу HR-tv.ru рассказал  HR-директор ООО МФО "Срочноденьги" Александр Малафеев.

динозавр, эра, развитие HR-функции, эволюция HR-функции, изменения HR, что было в HR, что было до HR, Александр Малафеев, Срочноденьги, инструменты в современном менеджменте, кадры, менеджер, цели, классификация HR, коллектив, управление персоналом, квалификация, компетенции

Удивительно, но даже сегодня часто встречающееся буквосочетание HR многим незнакомо. Не зная сути явления, люди даже пытаются произнести его, коверкая язык. "АшЭр" не слышали? А некоторым вообще это слово кажется каркающим…
Более того, у HR-ов есть профессиональный сленг, который еще больше наводит неясностей относительно специалистов данной области.
Причина в том, что профессия HR действительно пришла к нам с Запада, как многие подходы и инструменты в современном менеджменте. Но появилась она не на пустом месте. Ведь в советское время должность заместителя директора по персоналу на каждом предприятии была ключевой. Чаще всего из этой среды выходили будущие генеральные директоры и руководители партийных организаций. И неслучайно: в условиях бюрократической системы большое значение имело соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины, формальная мотивация сотрудников, умение составлять регламенты (не путать с описанием бизнес-процессов) и вдохновлять сотрудников на патриотические подвиги. Все это было в компетенции опытных, взрослых руководителей, прошедших партийную школу, а порой и службу в силовых структурах, умеющих влиять на "кадры".
С приходом "коммерческой" реальности задачи функционала подразделений, работающих с сотрудниками, стали серьезно меняться. Чтобы добиваться успехов на формирующемся рынке, мало иметь заполненные "кадрами" вакансии, необходимо привлекать в штат специалистов, мыслящих и действующих нестандартно, часто – рисково.
В конце 80-х впервые появилось новое словосочетание – руководитель (или специалист) службы персонала. С одной стороны, ранг должности понизился (в то же время нужно признать, что директора по персоналу впервые стали появляться в новых, небольших коммерческих организациях, с семейным типом корпоративной культуры, в которых невысоко значение ранжирования должностей). С другой – функционал должности расширился, получил новые очертания. Вместо преимущественно документального учета анкетных данных и сквозного контроля предметом внимания службы стало определение соответствия исполняемому функционалу, оценка и обучение сотрудников, повышение их квалификации.
На этот период пришлось становление служб подбора и кадровых агентств. Собственники бизнеса осознали, насколько важно "точечное попадание" профессионала в образовавшуюся вакансию, ведь рынок в средине 90-х – начале 2000-х завоевывался в кратчайшие сроки. Не было времени на раскачку. Персоналом тогда можно было управлять – очереди в успешные компании были длинными. Это – золотое время будущих HR-ов.
Но сами управленцы "человеческими ресурсами" стали появляться из западных компаний, пришедших на российский рынок. Словосочетание стало модным, вошло в обиход, хотя полного его значения многие так и не осознали. Нередко можно услышать, как сотрудники и руководители называют своего HR-специалиста "кадровиком".
Буквально 7-8 лет назад в каждой компании стало модно иметь своего собственного HR-а . Я, перед приходом в одну из компаний, помню, спросил своего будущего работодателя: "Вы уверены, что вам нужен HR-директор?"
"Да, - ответил он. - Ведь у других же есть!"
Сегодня важнейшими направлениями профессиональной деятельности HR-директора можно назвать:
- Подбор персонала
- Адаптация сотрудников
- Оценка
- Развитие
- Мотивация
- Внутренние коммуникации.
При этом каждое направление – это целый пласт работы! Сознательно не упоминаю кадровый документооборот – функция важная, но оставшаяся нам в наследство от старых отделов кадров.

Роль HR-директора постепенно приобретает черты бизнес-партнер а, но с оговоркой "HR для бизнеса, но не бизнес для HR". В связи с этим можно дать простой ответ на часто встречающийся сегодня вопрос: почему HR-ы, в отличие от прежних "кабинетных" работников кадровых служб, недолго задерживаются в профессии и уходят разочарованными? Видимо потому, что у них нет желания и сил развиваться во многих направлениях, нет необходимого опыта, которым можно поделиться, нет востребованности в качестве бизнес-партнера. Потолка в карьере в небольших компаниях можно достичь достаточно быстро. Вот и получается, что молодая девушка лет 28, получая такую должность, понимает, что дальше развиваться некуда. А у крупных производственных компаний подход иной. Они смотрят на практический опыт, профессиональные достижения и на очень широкий круг компетенций.
Не случайно выше было сказано о девушках. Так получилось, что в восприятии многих данная профессия считается женской. Особенно это заметно на профессиональных форумах и конференциях: в зале, за редким исключением, молодые женские лица. Конечно, женщины мягче и внимательнее относятся к проблемам сотрудников. Появилась даже своеобразная классификация HR-ов, главным представителем которой как раз и является так называемая "мама".
Но в нынешних условиях бизнес очень жёсток и структурирован, и чтобы добиться в нем успеха, недостаточно знать о проблемах в коллективе. "Родительская" роль HR-директора хороша в компаниях с семейной корпоративной культурой, из которой многие компании уже выросли. Сегодня востребована роль опытного менеджера, человека, способного не только поставить цели и потребовать результатов, но и обучить других их добиваться.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы