Моя игра: 5 правил "свободы" для коллектива

"Я пришла к руководству и предложила урезать мне ползарплаты". Как возникли пять правил организации работы коллектива, которые, казалось бы, дают каждому неограниченную свободу, а на самом деле – требуют высокой самодисциплины, что позволяет добиваться эффективности работы всего оргмеханизма и какая фраза потушит любой рабочий конфликт, порталу HR-tv.ru в рубрике " Необычная компания " рассказала Виктория Вирта , основатель Академии интернет-резерва "Вирта" и сервиса взаимовыручки предпринимателей "Деловик".

чай, чашки, блюдца, необычная компания, правила работы, правила организации работы коллектива, свободный график, конфликты, как решить конфликт, самоорганизация, правила игры, команда, правила работы команды, рост, развитие коллектива, Виктория Вирта, Академия интернет-резерва "Вирта", сервис взаимовыручки предпринимателей "Деловик"

- Виктория, какие у вас есть внутренние правила, которые отличают коллектив от остальных?

- У нас есть так называемые 5 правил игры. Я считаю, что в любой компании должны быть правила, именно игры – игру придумывает владелец компании, а  участники этой игры могут выиграть только тогда, когда будут соблюдать эти правила. Если они их соблюдать не будут, значит, не будут играть в эту игру, будут играть в какую-то свою и у них нет шансов по этой причине выиграть.

Отличие игры в компании: выиграть может каждый, нет проигравших и победителей, если все играют по правилам, и все играют хорошо. Правила игры в нашей компании, в моих командах, всегда были такие:

1) Свободный график – я не слежу за тем, во сколько человек приходит, во сколько он уходит, главное, чтобы были получены необходимые результаты. Поскольку свободный график у всех,  соответственно, возникает ряд  дополнительных правил.

2) Личная ответственность –  подразумевает, что человек несет ответственность как за собственные результаты, так за то, чтобы другие люди от него не страдали и могли оставаться в свободном графике. Например, если менеджер начинает работать в 9 часов, а дизайнер в 8, то менеджер должен быть уверен, что дизайнеру есть чем заняться. То есть когда у каждого свободный график, все вынуждены в коллективе  друг с другом договариваться.

3)           Следующее правило вытекает из 2 предыдущих: всегда быть на связи.

Есть определенные каналы коммуникаций, по которым все люди должны быть доступны в любое время дня и ночи в порядке приоритета каналов. Практика показывает, что по ночам никто не звонит, естественно, никто не пишет и не мучает никого, но ты должен быть доступен, чтобы сказать статус  задач, прислать материалы, и т.д.

Мы пользуемся мессенджерами, звонки – это только в самом крайнем случае , когда уже что-то случилось вообще экстренное. Все остальное можно решить в рамках рабочих переписок. Обязательное условие  – использование систем project-менеджмента, например, сейчас у нас Baseсamp:  все задачи ведутся там, ничего не теряется,  комментарии, правки, документы – все абсолютно в одном месте.

Читайте также: Синдром вареной лягушки, или 7 проблем российского сервиса

4) Уважение к другим . В моих командах запрещено говорить плохо о клиентах, подрядчиках, партнерах и о других сотрудниках команды. Если кто-то кем-то недоволен, приходить жаловаться одному человеку ко мне нельзя, если есть конфликтная ситуация – приходите вдвоем, будем разбираться. Практика показывает, что как только ты какому-то человеку говоришь: "Приходите вдвоём", обычно на этом конфликт заканчивается , потому что люди понимают, что надо договариваться. Но если вдруг они все-таки приходят вдвоём, мы действительно разбираем ситуацию. Руководитель не имеет права вставать ни на чью сторону, его задача – продолжить движение процесса, чтобы это было так же результативно, как и до этого, по сути, его разбирательство состоит именно в том, чтобы ситуацию закрыть, и чтобы люди продолжали эффективно работать.

5)           И последнее правило – правдивость. Оно последнее по пункту, но не последнее по значению.  Я считаю, что лучше человек скажет, что он завтра будет не способен выйти на работу по какой-то причине, не знаю, там, у него сегодня день рождения, он загулял и завтра реально не сможет выйти на работу. Но лучше он об этом скажет, и все остальные реально поймут, что на него в этот день нельзя будет рассчитывать,  чем когда человек пропадает, врёт, то есть, вот все эти вещи – они недопустимы при наличии всех предыдущих пунктов, поэтому, правдивость – одно из основных требований в моих командах. Вот, собственно, пять правил.

Все правила подразумевают, на самом деле, очень жесткую самодисциплину, потому что, чем больше человеку дается свободы и личной ответственности, тем больше у него должна быть самоорганизация. Правила игры направлены на воспитание самодисциплины и самоорганизации: либо у человека получается это делать, либо он выбывает из моей команды.

- Как появились эти правила: что явилось предпосылкой, как и кем было принято решение?

- В 2006 году я уже год работала на ТНТ, и взглянув на свои годы работы  с 17 лет, поняла,  что вся эта идея с приходом  в 9:30, например,  а уходом все равно, когда, собственно, придется, не работает. Не понимаю контроля времени по магнитным картам. Поэтому я пришла к руководству и предложила: вы мне урезаете половину зарплаты, я ухожу на договор из штата , но я в свободном графике.

То есть я реально пошла на некие риски для руководства, но оправдала эти риски снижением своей стоимости. Год я работала в таком режиме, после этого меня попросили вернуться обратно в штат с возвращением полной зарплаты и даже повышением, дали должность выше, но правило свободного графика осталось, я доказала, что оно результативно. Когда потом я  приходила в другие компании, у меня было 2 запроса: свободный график и личный помощник для меня, потому что в какой-то момент я поняла, что должна делать те вещи, которые могу делать только я, а все, что может сделать и другой человек, я отдаю личному помощнику.

- Как к этой игре относится коллектив?

- Это абсолютный авторитаризм, потому что это моя игра,  я ее придумала. Если человек хочет развиваться, расти, становиться профессионалом за очень короткое время, ему необходимо принимать правила игры. Если он начинает играть в эту игру и понимает, что она для него слишком сложна, или я вижу, что человек не справляется, или он нарушает какие-то правила, он выбывает. Если он играет честно и старается, а это очень непросто, то скорость его развития огромная

Я выращиваю высококвалифицированные кадры за очень короткое время, это действительно так, не потому, что я какой-то супер коуч, а потому что  я придумала эту систему , которая хорошо работает, если человек на нее соглашается.

Читайте также: Формируем корпоративную культуру: когда бить тревогу

- Как сейчас новенькие воспринимают эти правила? Как вы помогаете им к ним адаптироваться и кого точно не примете в команду?

- Не всегда сразу после собеседования можно  понять, "вмонтируется" человек или нет.  Бывают ошибки, например, человек говорит: "Я хочу развиваться, я готов вкладываться!" Я даю шанс. Если человек замотивирован – меня это всегда подкупает. Потому что профессиональные навыки человеку дать можно. Есть  определенные интеллектуальные способности, эмоциональные, склонности к каким-то профессиям. Но в принципе, хотя бы на среднем уровне можно любого человека научить чему угодно. А вот желание расти и развиваться либо есть у человека, либо нет.

Но бывает, что человек сам ошибается в том, насколько он готов к этому, чем он готов платить. Всегда мы что-то получаем и, соответственно, отдаем. Когда человек говорит: "Я хочу! Я хочу развиваться", но потом понимает, что надо работать и думать быстрее, не тупить, быть результативным, не повторять ошибок и т. д.  Приходится реально вкалывать, а это не все проходят, и тогда мы расстаемся. Самая большая текучка кадров на первых двух неделях работы.

- Что дали эти новые правила? На какие результаты повлияли?

- У меня сильная профессиональная команда, в основном люди уходят от меня на повышение – становятся предпринимателями, либо растут внутри компании, либо человек у меня впервые приобрел профессию и потом может продать себя другой компании подороже. Я абсолютно нормально отношусь, когда люди уходят , за исключением, когда говорят "Я достиг потолка". Мы договариваемся, что человеку надо уходить.

Практически все люди, которых я увольняла, были мне благодарны и продолжают  до сих пор писать и присылать резюме, когда открываются новые вакансии. Для меня это освобождение моего пространства, потому что это шанс взять какого-то человека, которому и я смогу помочь, и он сможет внести свой вклад в мое дело и своё развитие.

- Можете ли вы представить вашу компанию без этих правил?

- Нет, это мои правила, моя игра – мои правила.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы

Ольга Чижевская
«Эйджизм устарел»: привлекаем сотрудников 50+ и успешно интегрируем в коллектив

По данным многочисленных исследований, в том числе доклада ВОЗ The Global Report on Ageism (Глобальный доклад о проблеме эйджизма. ВОЗ, 2021), составленного по результатам опроса в 57 странах, с проблемой негативного отношения в связи с возрастом сталкивался каждый третий участник опроса. В то же время современный опыт показывает, что продуктивнее всего работают смешанные команды, и бизнес, идущий в ногу со временем, уделяет все больше внимания соблюдению возрастного разнообразия в офисе. Почему нам сегодня так важны сотрудники 50+ и как их «вписать» в коллектив, если он, преимущественно, молодой, обсудили с Ольгой Чижевской, бизнес-тренером, исполнительным директором Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии», директором ООО «Подиатр».