Как интроверту говорить на публике: советы

Как превратиться из невнятно мямлящего идиота в уверенного в себе оратора, рассказывает психолог Тайлер Тервурен.

Я стоял на сцене, а передо мной сидели сотни людей и ждали моих первых слов. И мой внутренний голос напоминал мне: «Ты для этого не создан».

микрофон

Я выступал с первой лекцией на конференции TEDx, и мне предстояло задать тон для всего мероприятия. Это огромная ответственность, и в других обстоятельствах я бы поддался этому внутреннему голосу. «Да, ты прав. Тут мне не место. Я интроверт, я все время себя поправляю, я даже когда с женой разговариваю, все время хочу исправить сказанные слова».

Но к счастью, тогда я сделал свою домашнюю работу: я научился удерживаться от саморазрушительных мыслей. Я знал, что я должен был сказать, и верил в эти слова. И у меня был план.

Сегодня я могу выйти на сцену перед тысячами людей и уверенно, авторитетно произнести все, что считаю важным. В удачные дни это получается довольно неплохо, и мне даже удаются некоторые шутки. Но так было не всегда. Уверенность в публичных выступлениях — результат колоссальных усилий и работы, ужаса и стыда. Но я рад, что пережил все это — потому что теперь я могу поделиться опытом превращения из мямлящего что-то идиота в спокойного, уверенного в себе оратора.

И это, возможно, самое важное: навыкам публичных выступлений можно научиться. Вот уроки, которые помогли в этом мне. Многие из них я перенял у ораторов, которые выступают куда лучше меня.

1. Не выступайте на темы, о которых мало что знаете

Если вы в точности последуете этому совету, то большинство следующих пунктов можете и не выполнять.

После нескольких первых выступлений у вас начнут появляться возможности выступить перед большой аудиторией в каком-нибудь классном месте. Но по теме, в которой вы не эксперт.

Говорите «спасибо» и вежливо отказывайтесь.

Даже если вы успеете вовремя все изучить, ваше выступление не будет хорошим — потому что вам безразлична тема. Вы на самом деле не хотите выступать на эту тему.

Этому совету трудно следовать: ведь вам хочется внимания аудитории, и кажется, что вы отказываетесь от большой возможности. Но вас ждет разочарование.

2. Обдумывайте переходы — но ничего более

Возможно, у вас, как и у меня, в голове сидит свой внутренний редактор, который все время ставит вам двойки и критикует каждое произнесенное вами предложение. Вам всегда кажется, что вы могли бы сказать это лучше. И когда вы готовите презентацию, кажется естественным полностью все прописать заранее. Так вы будете уверены, что скажете все слова правильно.

Но ни один военный план не переживает первого контакта с врагом. В этом и проблема детально написанных текстов. Когда вы выходите на сцену, это живая обстановка. И чем подробнее вы все прописали, тем больше шансов провалить дело. Для новичков в ораторском ремесле нет ничего хуже, чем забыть предложение и мучительно вспоминать, что следующее.

Конечно, вам нужен какой-то план. И лучше, чтобы в этом плане было несколько историй (истории не забываются!) и продуманные, прописанные переходы между ними. Аудитория любит истории, а вам не придется их прописывать, потому что мы и так запрограммированы помнить истории. Просто пометьте себе самые главные пункты в каждой истории, а ваша человеческая природа позаботится об остальном.

3. Репетируйте больше, чем нужно

Мой друг Крис Гильбо — основатель и ведущий The World Domination Summit. Раз в год за выходные он произносит порядка 10 речей. Иногда у него есть история. Иногда ему нужно напомнить о чем-то аудитории перед перерывом на обед. Я как-то спросил его: «Как ты запоминаешь такую массу вещей?» Я думал, у него есть какой-то секрет, но он ответил: «Я много репетирую».

И я делаю то же самое. И это работает. Когда мне кажется, что я уже выучил свою речь, я репетирую ее еще как минимум 2-3 раза. Это отнимает много времени и часто скучно — повторять одно и то же целыми днями и неделями. Но тут дело не в вас — подумайте лучше о своей аудитории. Ваше выступление должно их зацепить.

4. Собирайте речь постепенно

Крис также сказал, что он работает порциями. Сначала он прорабатывает кусочки презентации, а потом составляет их вместе. Я теперь тоже так делаю, и это сильно сокращает время на подготовку. Это дает возможность отработать одновременно разные куски презентации. Если какой-то фрагмент в середине меня напрягает, я могу отложить работу над ним на потом. А чем быстрее вы закончите свою презентацию, тем больше у вас будет времени на репетицию. И ничто так не повышает уверенность, как успех.

5. Притормозите

Частая проблема для интровертов вроде меня — когда мы начинаем говорить, то начинаем тараторить, чтобы успеть за всеми мыслями, которые нам хочется выплеснуть. Моя голова постоянно генерирует какие-то мысли, но ускорять речь, чтобы успеть за ней — это ошибка. Вы начинаете путаться, спотыкаться, объяснять заново то, что уже рассказали. И еще напрягаетесь при этом.

Но нужно не просто говорить медленнее — учитесь думать медленнее. Точнее, более внимательно. Вся эта проблема со скорострельностью речи вызвана вашей небрежностью в обращении с мыслями. В мозгу появляются примерные связи, на проработку которых нужно время, но вы вместо этого перескакиваете на что-то новое. И вскоре совсем теряетесь.

Когда вы чувствуете, что ваш мозг торопится вперед, скажите ему вернуться назад и повторить. Вернитесь к тому моменту, на котором остановились ваши слова, и продолжайте с этой точки. Мне это помогает.

6. Не отклоняйтесь!

Когда я готовился к выступлению на TEDx, я попросил своего друга Майка Пакьоне — коуча-оратора — следить за мной и указывать на ошибки. Он заметил, что я часто отклоняюсь в сторону. Так бывает, когда во время выступления появляется какая-то идея, и вы решаете последовать за ней. Но проблема в том, что потом появляется еще какая-то идея, и так далее. Как потеряться в лесу? Сначала вы делаете шаг в сторону, чтобы разглядеть цветочек. Потом еще один, еще — и вдруг вы не понимаете, где очутились.

Есть два решения. Первое — следовать правилу №3 и очень много репетировать. Это поможет хорошо вникнуть в свои истории и помнить, куда они вас ведут. Второе — которое можно применить непосредственно на сцене — мысленно записать новую идею.

Мозг не хочет сразу отпускать блуждающую мысль, ему хочется ее исследовать. Скажите себе, что вы можете это сделать… только чуть позже. Может, она пригодится вам во время следующего выступления на ту же тему. Но только не сейчас.

7. Успокоительный ритуал перед речью

Мое сердце сильно билось, мускулы напряглись, зрение помутнело, я тяжело дышал. Мне предстояла самая важная речь в моей карьере, а я думал лишь о том, как я все провалю. Это вызвало стресс — и далее понятно.

К счастью, меня и к этому подготовили. Ванесса Ван Эдвардс, которую я считаю одним из лучших спикеров, призналась мне, что тоже нервничает перед серьезными выступлениями (никогда бы не подумал). Она использует специальную успокоительную технику — такая есть у каждого оратора. За несколько минут до выхода на сцену она находит тихое место (например, туалет) и принимает позицию силы в течение нескольких минут, глубоко дышит и представляет себе успешное завершение речи. Звучит немного глупо, но очень хорошо работает. Поверьте мне.

Поэтому перед выступлениями обращайте внимание на уровень стресса. Возбуждение — это нормально. Нервничать — нет. Поэтому всегда оставляйте себе несколько минут перед речью, чтобы успокоиться.

8. Если вы оступились, продолжайте

Я был большим фанатом телепередачи The Colbert Report. И не только я. Если и вы смотрели это шоу, то возможно, и не заметили, что Стивен почти в каждом эпизоде что-то говорит не так — коряво выражается, пропускает слова или говорит их с ошибками. Но мы не замечаем этого — потому что не замечает он сам. Когда он скажет что-то не так, он никогда не останавливается и не поправляется. Он просто продолжает говорить, потому что знает: контекст важнее деталей. Никто не прислушивается к каждому сказанному вами слову. Люди стараются уловить общий смысл. И привлекать внимание к своей ошибке гораздо хуже, чем просто ошибиться. Если же вы сказали что-то, что бросается в глаза, пошутите на эту тему и двигайтесь дальше.

9. Помните, что слушатели хотят, чтобы вы добились успеха

Это самый простой совет, который помогает воплотить все перечисленные правила в жизнь. Когда вас охватывает стресс перед большим мероприятием, об этом легко забыть. Но вспомните, что люди пришли на ваше выступление не потому, что хотят освистать вас. Они хотят узнать от вас что-то интересное. Они пожертвовали временем, а то и деньгами, чтобы вас выслушать.

Когда предстоящая речь внушает вам нервные мысли, сразу кажется: «Что, если кому-то не понравится мое выступление?» Эта мысль вское превращается в другую: «Что, если все меня возненавидят?» Это и порождает плохие выступления. Ни в коем случае не позволяйте себе идти по этому пути. На самом деле слушатели на вашей стороне. Они хотят, чтобы у вас все получилось. И если вы будете следовать перечисленным девяти правилам, у вас много шансов преуспеть.

Источник: Идеономика

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы