Метанавыки для жизни в мультикультурных, кроссфункциональных и распределенных командах

К 2020 г. многие компании уже имели мультинациональные команды. Такая диверсификация кадров полезна прежде всего для сокращения затрат на персонал: например, аналитик в России стоит примерно на 80% дешевле, чем в Англии. Также глобализация позволяет расширить клиентскую базу и продвигать бренд не только в одной стране. Что нужно уметь для того, чтобы успешно работать в такой команде, а также в компаниях, где люди видят друг друга только по видеосвязи или относятся к разным поколениям, рассказывает Ирина Фомкина, эксперт SF Education .

Метанавыки для жизни в мультикультурных, кроссфункциональных и распределенных командах, SF Education, Фомкина Ирина, мультинациональные команды, системное мышление, талант к реализации, какие есть метанавыки, Метанавыки, Диверсификация кадров, толерантность, эмоциональный интеллект

Как руководить

К сожалению, выучить правила этикета в 252 странах практически невозможно, поэтому на помощь приходит эмоциональный интеллект. Хороший руководитель должен осознанно подходить к ситуациям, задачам и проявлять понимание, толерантность по отношению к сотрудникам, стараться распознать мотивы людей, уметь взглянуть на обстоятельства с позиции подчиненного и постараться обеспечить максимальный комфорт , балансируя на грани эмпатии и объективной оценки.

Читайте также: Специфика работы с иностранным партнером

Сотрудникам же стоит проявлять проактивность, относиться к бизнесу, как к своему, стараться помочь начальнику. И, конечно, в любой культуре и любой команде необходимо уметь сдержанно и уважительно относиться к новым назначениям.

В мультикультурных командах из авторитарного, либерального и демократического стилей руководства применимы последние два.

Либеральный босс обеспечивает свободу действий подчиненных: сотрудники самостоятельно обозначают сроки на выполнение задач, выстраивают приоритеты, а руководитель в случае необходимости всегда готов помочь. Основные риски для команд подобного типа: работники могут нерационально растрачивать драгоценное время, что приводит к снижению эффективности команды, низкому качеству работы, в исключительных случаях — к ложному восприятию руководителя: сотрудники могут посчитать его равнодушным или некомпетентным.

Демократический стиль — форма управления, которая предполагает коллективное принятие решений. На первый план выходят креативность, энтузиазм, вовлеченность, высокая продуктивность команды, а также высокий рейтинг удовлетворенности трудом. Руководитель в данном случае объясняет сотрудникам цель выполнения задачи. В этих командах основная ценность — это люди: без них не будет результата, не получится «свернуть горы». Основной риск — сложность принятия оперативных решений, но в экстренных случаях руководитель может взять все в свои руки.

Метанавыки нового мира

Американский бренд-консультант Марти Ноймайер в своем труде «Метанавыки. Пять талантов в эпоху роботизации» обозначил качества, необходимые сейчас людям для достижения успеха:

  • эмпатия и интуиция;
  • системное мышление;
  • прикладное воображение;
  • умение воплощать, то есть талант к реализации;
  • обучаемость, то есть способность приобретать новые навыки.

Системное мышление предполагает умение воспринимать информацию и анализировать данные, выделяя закономерности. Привычка расставлять задачи по приоритетности также пригодится в любой компании.

Особое место в мультинациональных, кроссфункциональных командах занимает креативность, которая позволяет находить нестандартные и эффективные решения. Креативность проще всего оценить, пройдя тест американского психолога Элиса Пола Торренса. Этот опросник позволяет определить:

  • уровень чувствительности к задачам, дефициту и пробелам знаний,
  • стремление к объединению разноплановой информации,
  • умение выдвигать и доказывать или опровергать гипотезы на основе анализа информации.

Возраст, расстояние, масштабы

В мультивозрастных командах огромное значение имеет корпоративная культура. Прежде всего важно уважительно относиться к мнению сотрудников старшего возраста вне зависимости от их статуса. Даже в случае, если человек занимает рядовую должность, он может стать ментором для юных специалистов. Также старшие сотрудники, как правило, обладают разветвленной сетью контактов и отлично оценивают риски проектов. У работников в возрасте могут быть сложности в освоении новых технологий, в данном случае отлично работает в обе стороны система наставник-наставляемый с младшим специалистом. Стоит отметить, что в ИТ-индустрии «стариком» можно стать и в 40 лет.

Метанавыки для жизни в мультикультурных, кроссфункциональных и распределенных командах, SF Education, Фомкина Ирина, мультинациональные команды, системное мышление, талант к реализации, какие есть метанавыки, Метанавыки, Диверсификация кадров, толерантность, эмоциональный интеллект

В геораспределенных компаниях на первый план выходят умение общаться и дисциплина сотрудников. В этом случае стоит отметить широкие возможности карьерного развития в различных странах. Например, при строгой корпоративной культуре в глобальных банках существуют устоявшиеся правила и критерия перевода сотрудника на новый грейд, как правило, по истечении года.

Смотрите также: ECODOM: как сплотить активную команду

В маленьких компаниях важна не столько позиция, сколько функционал. В фэмили-офисах, хабах распространена практика, когда практически весь персонал имеет высокие должности. Это объясняется тем, что команде необходимо общаться с внешним миром, где более охотно коммуницируют с руководителеми, нежели с простыми сотрудниками.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы