Обучение без стресса: форматы, которые мы используем в команде

- Образование - это бесполезная трата времени и денег!

- Нет, ты просто не умеешь его готовить!

В какой-то момент мы столкнулись с тем, что посещаемость тренингов упала, сотрудники не хотели «тратить» весь день на обучение , особенно на темы soft skills, делится Дарья Кочкина , руководитель группы обучения и развития персонала FM Logistic в России . Мы провели детальный анализ: проверили провайдеров, тренеров, материалы, насколько комфортные аудитории, время – и исправили эти моменты. Кроме того, опросили сотрудников, и почти все как один отметили пункт – «теория неприменима на практике».

Обучение без стресса: форматы, которые мы используем в команде, Дарья Кочкина, FM Logistic, системы профессионального обучения персонала, формирование системы обучения персонала, совершенствование системы обучения персонала, разработка системы обучения персонала, формирование системы обучения персонала организации

Но когда начали разбирать с ними детальнее, что же было в теории, а с чем они работают в реальных задачах, то оказалось, что инструменты применимы, и стресс вызывает поиск задачи, на которой их можно опробовать. Менеджеры переживали, что если начнут использовать новый подход для обратной связи, то сотрудники поймут, что что-то изменилось и воспримут это неправильно. Не было понимания, какие сложности и зоны развития в компетенциях есть сейчас, и в каких задачах они могут опробовать новые знания.

Читайте также: Практики неформального обучения: опыт сети салонов сотовой связи

Теория и практика

Такой была ситуация восемь лет назад, когда мы взяли курс на обновление системы обучения в компании. Ключевой инсайт, который мы тогда действительно осознали – важно учить людей учиться и помогать сотрудникам «приземлять» теорию на практике. С тех пор все наши программы обучения и развития направлены на это. Выстроены таким образом, чтобы сотрудники, иногда даже незаметно для себя, применяли инструменты или в реальных рабочих задачах, или в специально созданных. Когда это происходит естественно, то не вызывает дополнительный стресс.

Онлайн и офлайн

Кроме того, форматы обучения тоже шагнули вперед. В рамках программ развития мы миксуем онлайн и офлайн-сессии. Очные тренинги у нас максимально практические (работа в парах/группах, бизнес-игры), они нужны для отработки инструментов. Живая коммуникация и очное взаимодействие дадут дополнительный выхлоп. Например, по темам мотивации сотрудников, делегирования и обратной связи.

При этом теория дается заранее, в формате электронных или онлайн-курсов, для самостоятельного изучения.

В целом, наш подход сейчас выглядит так:

оценка до обучения - самостоятельное изучение материалов - общий тренинг - задание - оценка после обучения.

Подход, проверенный временем и доказавший свою эффективность, но только в случае, если каждая из частей качественно разработана. Задание может быть как специальной домашней работой, например, анализ бизнес-кейса, где нужно описать стратегию поведения, так и реальной задачей, например, публичное выступление с презентацией проекта перед руководством.

Путь, который важен

Говорят, что «у самурая нет цели, есть только путь», в обучении это не совсем так. Цель должна быть обязательно и важно помочь сотрудникам ее поставить. Для этого мы проводим пре-ассессменты (оценка компетенций). В этом году они прошли в формате онлайн-самопрезентаций, где в шаблоне каждому участнику было предложено рассказать, какие зоны развития он у себя выделяет, какие цели ставит в карьере и какое обучение необходимо, что интересно и какие идеи проектов / улучшений есть.

Это позволило сотруднику провести первичный самоанализ, а руководителям и HR – увидеть мотивацию участника, его стремления, ожидания, а также дополнительно оценить навыки структурирования информации, презентации и аналитики. Это позволяет кастомизировать типовую программу под группу.

«Путь» также важен. Сотрудник должен понимать, из чего состоит его обучение: какое количество курсов и когда запланировано, какие задания необходимо выполнить, что в целом необходимо изучить. Помимо файла-маршрута, где отслеживается посещаемость тренингов, прохождение онлайн-модулей, выполнение заданий, мы применяем формат чек-листа. В нем зафиксированы все навыки и знания, которыми необходимо обладать менеджеру/руководителю в рамках нашей компании. Они разделены по разделам, каждый связан с блоком онлайн/офлайн-обучения, нашими ценностями и компетенциями. Кроме того, чек-лист содержит поля для оценки до/после и отдельное поле, где сотрудник и руководитель могут оставить комментарий, с помощью какого задания навык планируется развивать и как проверить результат обучения. Этот инструмент позволяет сотрудника и наставникам применить теорию на практике, видеть тот самый «путь» - прогресс обучения и достижения.

Помимо электронных курсов, мы даем для самостоятельного изучения проверенные экспертные источники – статьи, видеоролики, выступления TED, а также список рекомендованной литературы из нашей корпоративной библиотеки. Важно делать акцент на тех инструментах, которые есть в компании, чтобы сотрудник видел, что они используются на практике, рекомендовал коллегам и был уверен, что материалы останутся в доступе надолго и он успеет все изучить.

Кроме того, мы делаем акцент на обучении на рабочем месте. Обучаем наставников, как помочь сотруднику применить знания на практике и какие задачи стоит делегировать. Это один из ключевых моментов, чтобы у каждого ученика был надежный и опытный наставник, который понимает, из чего строится обучение , поддерживает его и делится знаниями.

Обучение без стресса: форматы, которые мы используем в команде, Дарья Кочкина, FM Logistic, системы профессионального обучения персонала, формирование системы обучения персонала, совершенствование системы обучения персонала, разработка системы обучения персонала, формирование системы обучения персонала организации

Новые форматы

Сейчас мы также тестируем новые форматы – треки обучения, где сотруднику предлагается за 21 шаг погрузится и прокачать определенную тему. Каждый шаг открывает новый аспект и подразумевает под собой обучающий материал, вопросы для самоанализа и дополнительные материалы по теме. После – оценка мотивации продолжения изучения этой темы и обучение в группе. Еще один формат – телеграм-марафон для внутренних тренеров. Принцип тот же: каждый день наш тренер-методист делился теорией и предлагал применить ее на практике. Так как сквозным заданием для участников марафона является подготовка тренинга, то каждое задание было направлено на это (определить целевую аудиторию, продумать структуру, подобрать упражнение и т.д.) Первый опыт дал положительные отзывы, и мы продолжим развитие данного формата.

Смотрите также: «Школа логистики» компании «Магнит» – программа подготовки уникальных специалистов

Подводя итоги проделанной работы, могу сказать точно – важно, чтобы обучение стало естественной частью бизнес-процессов, создавалось для сотрудников и вместе с ними. Постоянно развивалось и дорабатывалось. При этом важно следить за трендами в образовательных форматах, но не стремиться применить их ради того, «чтобы было», а найти реальную потребность и грамотно вписать в систему. В этом случае слово «стресс» не будет стоять рядом со словом «обучение» в негативном значении.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы