Семь заблуждений о E-learning

Михина Надежда

Сегодня, как известно, существует не одно определение того, что такое «электронное обучение»  E-learning. Так или иначе, это обучение с помощью цифровых технологий – информационных и электронных, Интернета и мультимедиа.

Семь заблуждений об E-learning, Надежда Михина, ProPersonnel, электронное обучение, Electronic Learning, E-learning, обучение с помощью цифровых технологий, работа с электронными обучающими материалами на компьютере, работа с электронными обучающими материалами на ноутбуке, работа с электронными обучающими материалами на смартфоне, онлайн-курсы, вебинары, чаты, электронные коучи, работа с учебными веб-ресурсами

Помню мой первый e-learning из 90-х, когда компьютеры были с громоздкими мониторами и системными блоками, способными читать дискеты. Суть этого кейса заключалась в … правильном входе (log-in) и выходе (log-out) из сети Интернет. Сейчас это все кажется безумно смешным! Рассказывает Надежда Михина, бизнес-партнёр кадровой компании

Читайте также: Вредные советы для корпоративного e-learning

Сегодня, безусловно, существует большое количество преимуществ, которые уже дало нам электронное обучение: свобода, мобильность, простота, доступность как самих обучающих программ, материалов, курсов, так и огромного количества самой информации, а также доступность с точки зрения более низкой стоимости по сравнению с традиционными формами обучения. Плюс разнообразие форм обучения:

- работа с электронными обучающими материалами на компьютере, ноутбуке, смартфоне,

- онлайн-курсы,

- вебинары,

- чаты,

- электронные коучи,

- работа с учебными веб-ресурсами, приложениями, системами управления обучением (LMS – англ. Learning Management System)

Первым заблуждением относительно e-learning я бы назвала его доступность широкому кругу людей. E-learning невозможно без электронных гаджетов и доступа в интернет. Но в нашей стране до сих пор далеко не во всех населенных пунктах есть Интернет, а также не все среднестатистические жители имеют возможность приобрести необходимое оборудование, будь то компьютер или смартфон. Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что электронное обучение сосредотачивается в крупных городах и населенных пунктах с хорошим Интернет-покрытием, и, как правило, с более высоким уровнем жизни населения.

Второй спорный момент e-learning - отсутствие личного контакта ученика с преподавателем и другими учениками. Здесь вообще имеет смысл говорить о некоем противоречии современных ценностей. Бизнес, компании-работодатели при найме и оценке сотрудников на первый план выводят так называемые «мягкие навыки» (Soft skills). Лидерами среди них по востребованности являются коммуникации и работа в команде. Но E-learning в этом смысле не способствует развитию данных компетенций, строящихся на живом общении человека с человеком.

Конечно, программистам, разработчикам и некоторым другим профессионалам этот навык – общение вживую – как бы не нужен, он не основной. Для них идеально подойдет обучение с электронным коучем. Но в большинстве других профессий такой навык – необходим.

Третье. Эффективность электронного обучения. Большинство специалистов по развитию мышления, в частности, британский психолог Тони Бьюзен, один из ведущих современных специалистов в области развития мышления, говорит о необходимости делать рукописные записи для максимально эффективного запоминания информации. А еще лучше - делать записи разными цветами. На этом также строится школьная система обучения: научись писать – слушай и записывай – понимай и запоминай. Но много ли мы делаем записей, когда читаем те же электронные учебники? Записи во время прохождения онлайн-курса в принципе не требуют. Мы читаем, учимся, как правило в дороге, в поездке, когда у нас есть время, но тогда же нам абсолютно неудобно делать записи.

Свобода e-learning - возможность учиться, когда и где хочу - влечет за собой еще один спорный момент. Человек должен обладать высокой самодисциплиной, чувством ответственности, быть способным сосредотачиваться на задании. Конечно, все мы знаем, что нельзя научить, можно только научиться. Но электронное обучение несет низкий уровень контроля за процессом обучения, оставляя все на «совести» самого ученика. Не отчитался – не страшно.

Пятое сомнительное для меня – высокая степень игры в обучении (геймификация обучения). Может ли обучающийся сосредотачиваться на самом предмете, сути обучения, наконец, усваивать знания долгосрочно, когда сам процесс обучения строится на основе каких-либо развлечений или в виде игр. У человека происходит подсознательная подмена целей процесса обучения: не получить сами знания в итоге, усвоить материал, а - поиграть, победить в игре.

Семь заблуждений об E-learning, Надежда Михина, ProPersonnel, электронное обучение, Electronic Learning, E-learning, обучение с помощью цифровых технологий, работа с электронными обучающими материалами на компьютере, работа с электронными обучающими материалами на ноутбуке, работа с электронными обучающими материалами на смартфоне, онлайн-курсы, вебинары, чаты, электронные коучи, работа с учебными веб-ресурсами

Еще одно - достоверность результатов тестирований по итогам электронного обучения, особенно когда оно происходит дистанционно. Трудно проверить, отвечал ли человек действительно самостоятельно, не подсказывали ли ему или он просто брал ответ в «Википедии».

Смотрите также: МТС об опыте успешного обучения сотрудников онлайн

И конечно, есть сферы деятельности, в которых e-learning никогда не получит решающего значения. Там нужна практика: будь то медицина или пассажироперевозки. Одно дело пройти обучающий курс на симуляторах, другое дело - на практике взять на себя ответственность за жизни людей.

Мы живем в цифровом мире и соответствующие изменения не могут не затронуть процесса обучения. В то же время полностью подменить фундаментальное или долгосрочное обучение «вживую» e-learning невозможно, как невозможна подмена качества - инструментом.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Добавлено 17 апреля 2019




Комментировать

Партнёры

© Информационно-образовательный портал HR-tv.ru, 2012—2019. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
zen.yandex.ru/id/5c4985c078e51100ad6218d5
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
закрыть x