Стажировка для молодых медиков: стоит ли овчинка выделки?

Помните избитые солдатские комедии, в которых бравый старшина приказывает новобранцам на плацу забыть всё, что они постигали в учебке? В медицине происходит то же самое. Конечно, в более приветливой и дружелюбной форме, но перед тем как воевать, интерн должен пройти боевое крещение. Для этого и придумали стажировку. О том, что она собой представляет, как проходит и насколько вообще необходима в нынешних реалиях, расскажет ментор в сфере медицины, врач Владимир Шипков.

Профиль

Стажировка – это закрепление на практике знаний и навыков, полученных в ходе теоретического обучения в вузе или интернатуре. Иногда она проводится в качестве обучающего практикума или продолжительного экзамена, позволяющего подтвердить компетенции претендента на определённую вакансию. В отдельных случаях принимает форму адаптации квалифицированного специалиста к регламентным требованиям или корпоративным стандартам конкретного медицинского центра.

Цели стажировки в медицинской сфере

Изначально стажировка задумывалась как действенный инструмент обеспечения безопасного выполнения трудовой функции вновь прибывшим сотрудником. Сегодня спектр задач, которые она решает, значительно более обширный:

  • обучение — прогресс в медицине развивается очень стремительно, поэтому академические знания, полученные в вузе, не всегда актуальны к моменту поступления на работу;
  • адаптация — корпоративная этика, должностные инструкции, регламенты, технические и технологические предпочтения коллектива могут варьироваться от учреждения к учреждению. Стажировка позволяет соискателю познакомиться не только с «монастырём, но и с уставом»;
  • повышение квалификации — случаи, когда после стажировки ассистентом неопытный врач начинал полноценный приём, а образованный администратор, обладающий соответствующими скилами и бэкграундом, трансформировался в управленца, распространены повсеместно: адекватное руководство всегда замечает заинтересованность в работе и стремление к росту;
  • стандартизация — направлена на улучшение качества медицинских услуг и повышение эффективности использования материально-технической базы.

Казалось бы, польза стажировки для медучреждения и самого стажёра очевидна, но так ли всё однозначно?

Подводные камни

Если спросить обычного человека, как он относится к необходимости получения опыта начинающему специалисту, с большой долей вероятности он ответит, что положительно. Но уровень толерантности того же человека, скорее всего, резко снизится, когда ему сообщат о необходимости стать объектом получения того самого опыта. Особенно это актуально в медицине, где цена врачебной ошибки может быть слишком высокой. В первую очередь, конечно, речь о безопасности и комфорте пациентов, но дорогостоящий инструментарий или оборудование, цена которого может легко превышать зарплату целого отделения за всю трудовую карьеру, списывать со счетов не стоит. По данным Справочника врача (медицинский интернет-сервис) порядка 80% интернов одобряют введение практики работы врачей-стажёров с пациентами. Примерно столько же наставников не желают нести ответственность за возможные промахи своих подопечных.

О рисках работодателя тоже мало кто думает, а они есть, и весьма значительные. Ситуации, когда молодой врач устраивается в клинику с целью поднатореть перед началом частной практики отнюдь не редки. Естественно, он не заявляет о своих целях на собеседовании, поэтому может свободно пользоваться плодами инициатив дальновидного собственника или руководителя. И первый и второй напрямую заинтересованы в обучении, развитии, повышении квалификации персонала, так как оные — залог повышения качества предоставляемых услуг. В этом контексте курсы, семинары и практикумы обычно оплачивает работодатель, рассматривая это как инвестицию. На деле такие вложения нередко оказываются высокорисковыми: норм, обязывающих молодого врача отработать определённый срок после корпоративного обучения или повышения квалификации, не существует, он может уволиться сразу после получения диплома или сертификата. Более того, некоторые недобросовестные врачи могут пойти дальше и попытаться забрать с собой пациентов, пользуясь их доверчивостью и непониманием разницы между клиникой и кабинетом, в котором не всегда соблюдаются даже элементарные нормы СанПиН, не говоря про более высокие стандарты и гарантии.

Итак, с одной стороны мы имеем насущную необходимость в качественной подготовке молодых специалистов посредством контролируемой практики, с другой — довольно высокие риски, связанные с этой самой практикой без определённого опыта, сформированных навыков и морально-этических качеств (или их отсутствия) у практиканта. Для многих эта дилемма почище яично-куриной, но отечественные предприниматели от медицины научились сохранять баланс в условиях неопределённости.

Как организовать стажировку правильно

Модель довольно простая и отработанная годами: на базе стационара создаётся звено Наставник — стажёр, которое действует в рамках заранее утверждённой программы. Подписываются необходимые бумаги: трудовой или учебный договор, соглашение или иная юридическая форма. В небольших клиниках подопечный закрепляется за штатным специалистом и обычно им же контролируется. Более крупные центры дополнительно привлекают к процессу HR-специалистов, которые напрямую (финансово) заинтересованы в успехе протеже. Большие медучреждения могут позволить себе содержать учебные центры или прибегать к услугам профильных организаций на аутсорсе. Чтобы стажировка медперсонала была продуктивной и безопасной независимо от формы собственности и масштаба медучреждения, целесообразно руководствоваться следующими принципами:

  • Последовательность и постепенность. Задачи практиканту следует давать дозировано, постепенно увеличивая объём и сложность.
  • Минимизация рисков. Достигается качественной проработкой программы стажировки и перманентным контролем со стороны куратора, который тоже должен быть заинтересован в положительном результате.
  • Мотивация. Для новичков это могут быть зачисление в штат после успешного окончания стажировки или оплата практики на заранее оговоренных условиях, штатным сотрудникам можно предложить бонусы, соцпакет, прибавку к отпуску или другие плюшки.
  • Внедрение инноваций. Например, вместо скучных бумажных инструкций стажёру можно предложить удобное приложение, а дневник практики или регулярные отчёты загружать в облако или CRM. В этом контексте хорошо работает геймификация.
  • Превентивные меры. Соответствующий бейдж на груди стажёра предупредит возможные вопросы со стороны пациента и, возможно, успокоит его, если конечно рядом будет находиться куратор.

Оптимальной для обеих сторон первичной стажировкой является двух- или трёхдневная неоплачиваемая практика, в ходе которой работодателю станет понятно, целесообразно ли брать соискателя на испытательный срок, а у последнего не возникнет мыслей о возрождении крепостного права в России.

В заключение хочется обратиться к самим практикантам. Стажировка — это не попытка работодателя получить бесплатную рабочую силу, не желание куратора показать свою значимость, не формальная отбываловка и не форменная экзекуция. Воспринимайте её как возможность провести условный спарринг с опытным соперником перед значимыми соревнованиями, как качественную тренировку или полномасштабные учения перед решающим сражением. Руководство клиник и их владельцы делают всё, чтобы сгладить все шероховатости, связанные с началом трудовой деятельности. Даже государство заботится об этом: в начале 2023 года Президент выступил с инициативой введения в медучреждениях новой должности — Врача-стажёра. Соответствующий ФЗ вступит в силу уже в апреле 2024 года.

0

Что Вы думаете об этом?

Прокомментировать

Рекомендуемые материалы