3 причины воспользоваться аутсорсингом
Качественная работа за малые деньги. Все больше компаний пользуются аутсорсингом и аутстаффингом. Что представляет из себя первое и второе и чем все это полезно успешным проектам, порталу HR-tv.ru рассказал Юрий Коржов , директор по маркетингу международного финансового холдинга.
Аутсорсинг – еще одно модное английское слово в современном русском лексиконе. Само слово, как и понятие, этим словом обозначенное, оказались настолько удачными и своевременными, что его популярность растет невероятными темпами. Как и положено жанром, рассказ начну с дословного перевода слова: Out – наружный, внешний и source – источник.
То есть, «Аутсорсинг персонала» – это источник персонала извне.
Откуда возникла такая потребность – использовать внешний персонал? Ведь, казалось бы, гораздо приятнее, когда в компании есть штат сотрудников, решающих все вопросы. Однако в основе большинства потребностей бизнеса всегда находится задача повышения эффективности. И даже если бы не было кризисов, потребность делать каждый процесс более экономно и качественно всё равно привела бы к разделению всех функций кампании на профильные и сопутствующие.
Профильные функции и, соответственно, профильный персонал – это те, кто делают основной продукт компании, со всеми необходимыми атрибутами: лучше других, дешевле других и т.д. И задача компании – загрузить их работой по максимуму.
Сопутствующие функции – чаще всего это обеспечивающие функции для нормальной работы основного/профильного персонала. И их загрузка работой определяется потребностями основного/профильного персонала.
Читайте также: Правила эффективного аутсорсинга
Например, в юридической фирме, юристы – это основной персонал, продавая услуги которых фирма зарабатывает свою прибыль. Соответственно, задача руководства фирмы – загружать штатных юристов работой по максимуму. А вот IT-специалисты должны в этой фирме работать лишь в объеме, необходимом для поддержания работоспособности компьютеров, сетей, программ и прочих инструментов, необходимых в работе юристов. Возникает парадокс: чтобы компьютеры работали стабильно и в случае сбоев восстанавливали работоспособность быстро – нужен квалифицированный IT-шник. Но если он действительно специалист, то у него всё хорошо налажено и большинство рабочего времени ему заняться нечем. А рабочее время его стоит дорого – ведь он хороший специалист.
Появляется логичный выход для юридической фирмы – заключить договор аутсорсинга IT-персонала, по которому квалифицированный IT-специалист будет решать возникающие вопросы в юридической фирме, но платить она ему будет не полную зарплату, а лишь за объем выполненных работ.
Историческая справка: Не надо думать, что аутсорсинг возник вчера или буквально на днях. Идея не нова! И до того, как аутсорсинг пришел к нам с Запада, он был очень гармонично вписан в советскую экономику и кадровую политику. За примерами далеко ходить не надо: уборщицы и дворники, следившие за чистотой парадных, подъездов, придомовых территорий, привлекались к труду одновременно несколькими организациями, у которых объем работ требовал только пару часов работы и то не каждый день. Только в СССР это не называлось аутсорсингом, хотя по факту именно им и являлось.
Можно выявить ряд преимуществ использования аутсорсинга, среди которых на первом месте стоит:
- Экономия, которая достигается за счет того, что аутсорсинговая компания, предоставляющая специалиста, может делать это одновременно в отношении разных фирм, тем самым наиболее полно используя его время.
- Уровень качества – для фирмы, предоставляющей аутсорсинговые услуги, данный вид деятельности является основным/профильным. Поэтому она может себе позволить уделять гораздо больше времени всем сторонам конкретной деятельности: от специального оснащения сотрудника до его более глубокого профессионального обучения и использования опыта многих специалистов – чем фирма в непрофильной для себя деятельности никогда заниматься не будет.
- Надежность и гарантии – еще одно важнейшее, на мой взгляд, во многих сферах бизнеса преимущество. По трудовому законодательству, если ваш сотрудник заболел и предоставил оформленную справку, то вы никак не можете требовать от него выхода на работу, что бы там у вас ни случилось.
По договору же аутсорсинга вам вообще не важно, болеют у аутсорсера сотрудники или они роботы. Есть договор, гарантии и ответственность за их соблюдение. Заболел или не справился один – давайте другого. Точка. Все дисциплинарные, административные, мотивационные и прочие, прочие многочисленные проблемы с сотрудниками вас больше не касаются!
Именно это преимущество аутсорсинга делает его очень востребованным в сферах, где кадровые вопросы стоят наиболее остро.
По целому ряду причин IT-специалист на аутсорсинге может быть гораздо более квалифицирован:
- за счет богатого опыта;
- в своей работе он использует большее число хороших, зачастую дорогих платных сервисов и программ, которые ему приобрести гораздо доступнее, чем если бы он работал только с одним заказчиком.
С преимуществами аутсорсинга мы разобрались, теперь попробуем поговорить о его недостатках.
Недостатки аутсорсинга для потребителя, на мой взгляд, являются более надуманными. Из существенных, пожалуй, стоит отметить лишь один фактор, который нужно иметь ввиду. Это риски, связанные с попаданием в организацию «чужого» человека. То есть возможные утечки информации, происки конкурентов и т.д. Но эти риски нужно купировать и в случае найма нового человека в собственный штат, и при множестве других жизненных ситуаций.
Мое мнение, что в скором будущем бизнес, особенно малый и средний, вообще сможет состоять только из нескольких ключевых человек, генерирующих идеи. А вся реализация и текущая работа сможет быть эффективно передана на аутсорсинг.
Со временем, я уверен, многие компании поймут эффективность этого метода и станут использовать его более полноценно. Например, уже сегодня во многих фирмах частично используется аутсорсинг: это и приходящие уборщицы, которых не обязательно держать в штате, IT-специалисты, которые в любой момент удаленно или на месте решают проблемы разной степени сложности, возникающие со всей офисной техникой. Компании поймут, что нет необходимости держать в штате сотрудников, которые нужны только для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу коллектива, но при этом им совершенно не нужно отдельное рабочее место, а если нужно, то ненадолго.
Сегодня, когда благодаря кризису стал более стремительно развиваться средний бизнес. Человеку, который хочет работать на себя и организует, например, ИП, необязательно снимать офис для сотрудников. На самом деле, ему достаточно иметь в штате 2-3 сотрудников «на удаленке», которые ему реально нужны. Например, фирма занимается предоставлением рекламных услуг, продвижением каких-либо товаров и сайтов. В штате достаточно иметь курьера, специалиста по контекстной рекламе и бухгалтера. Таким образом, копирайтерские услуги, CMM, дизайн можно получить при помощи того же самого аутсорсинга.
Существуют так называемые биржи копирайтеров, которые предоставляют услуги, рыночная стоимость которых в разы ниже, чем если держать копирайтера в штате. То же самое относится к дизайну, контекстной рекламе и другим должностям.
Таким образом, аутсорсинг – это будущее отечественного малого и среднего бизнеса, который позволяет развивать его за счет эффективных и экономически выгодных методов.
При этом стоит отметить и тот факт, что аутсорсинг помогает решать и другую не менее важную проблему – уже социального плана.
Вы лучше меня знаете, что в связи с кризисом многие предприятия, фирмы были вынуждены сократить количество рабочих мест. На биржи труда и в «свободное плавание» отправилось огромное количество персонала. Многим людям, чтобы хоть как-то держаться на плаву, пришлось даже сменить род занятий и начать делать то, что никогда не делали. А что поделать? Кризис – выживает сильнейший. И вот именно часть тех, кто не сломался, а решил во что бы то ни стало держаться на плаву, нашли себя в аутстаффинговых компаниях (от англ. out – вне, staff – штат), устроившись туда на работу.
Аутсорсинг и аутстаффинг – два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Но при этом путать их не стоит!
Для них такие компании – это возможность иметь стабильный заработок, работать и обеспечивать семью. Ведь одно дело – работать где-то «на честном слове», без трудовой книжки, не иметь никаких накоплений и отчислений в пенсионный фонд, и совершенно другое – получить уверенность в завтрашнем дне, официальное трудоустройство, минимальный социальный пакет и трудовой договор. Все это предоставляют своим сотрудникам компании, которые занимаются аутстаффингом, т.е. предоставлением другим фирмам сотрудников требуемой квалификации.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?