Как рост НДС повлияет на бизнес и потребителя

Выиграет ли экономика от увеличения НДС до 20%, сейчас сказать сложно. Ясно лишь то, что этот шаг губителен для большинства представителей малого и среднего бизнеса. Были заявления, что необходимо создать условия, при которых дополнительные 2% не должны лечь на плечи конечного потребителя, однако такое смогут позволить себе только крупные компании, производящие и поставляющие товары первой необходимости, спрос на которые мало зависит от сезонности и повышений цен.

Какрост НДС повлияет на бизнес и потребителя

В результате такого сценария увеличение поступлений окажется не таким значительным, как было запланировано, а значит, правительству придется искать другие источники средств на реализацию поручений президента — вероятнее всего, связанные с отменой ряда текущих льгот, в том числе и для физических лиц.

Допустим, крупный ретейлер X занимается реализацией товаров повседневного спроса, имеет определенную норму прибыли с расписанным объемом инвестиций в развитие инфраструктуры, расширение рабочих мест и другие долгосрочные проекты. В связи с ростом НДС цена закупки увеличивается.

Перед ретейлером стоит дилемма: либо перекладывать затраты на конечного потребителя, либо снизить норму прибыльности. Второй вариант решения проблемы подразумевает весьма непривлекательные ходы — внесение корректировок в свои инвестиционные фонды. В итоге компания X переложит затраты на конечного покупателя.

Малый бизнес уйдет на «упрощенку»

Велика вероятность, что компании помельче начнут возвращаться на упрощенную систему налогообложения. Кто-то специально начнет дробиться, а кто-то честно воспользуется возможностью применять УСН — ведь немногие из тех, кто сейчас работает с НДС, не перешагивают планку в 150 млн рублей.

Для кого-то вариантом ухода от уплаты дополнительных налогов станет «формальное» сокращение числа работников и увеличение зарплат в конверте, что неминуемо повлечет за собой сокращения отчислений в государственные фонды и рост «теневого бизнеса».

Давайте рассмотрим компанию Y, которая применяет основную систему налогообложения только из-за того, что сотрудничает с крупными компаниями, участвует в государственных и коммерческих закупках, когда наличие общей системы налогообложения у поставщика обязательно.

При этом прибыльность компании Y крайне мала, но есть объем заказов. Многие из таких компаний производят закупки тех или иных товаров у других поставщиков, находящихся на УСН. Таким образом, рост на 2% НДС для поставщика сделает его неконкурентоспособным в части закупок.

Компания Y будет вынуждена отказываться от участия в поставках, потому что договориться об увеличении цен для более крупных партнеров практически нереально. Зарплатный фонд останется на прежнем уровне, прибыль компании будет падать.

Какова дальнейшая судьба компании Y? Есть несколько вариантов. Более пессимистичный — сокращение либо выход из бизнеса и менее пессимистичный — переход на упрощенную систему налогообложения и прекращение сотрудничества с крупными партнерами.

Самый оптимистичный для компании Y вариант, когда крупный партнер все-таки согласится купить продукцию по выросшей цене, очевидно, не вызовет радости у конечного потребителя, так как отпускные цены на товар вырастут.

Читайте также: Что изменится, если НДФЛ поднимут

Покупатели урежут свои корзины

Современный потребитель очень разумно и системно относится к процессу покупок. Покупатели активно используют всяческие скидки и дисконтные программы. Люди помнят о прошлых экономических кризисах и стараются тратить аккуратнее, а тренд на разумное потребление ведет за собой развитие проектов, работающих в рамках шеринговой экономики.

При повышении ставки НДС цены на товары повседневного спроса будут расти при стабильном уровне зарплат. Тем не менее их потребление сократится незначительно, а значит, снижение будет наблюдаться преимущественно в сегменте товаров, составляющих дополнение к потребительской корзине — косметика, билеты в кино, товары для спорта, модные гаджеты.

Допустим, что продукцию, себестоимость которой составляет 100 рублей, продают в B2B-сегменте за 110 рублей. Прирост в стоимости комплектующих и сырья на 2% снизит выручку на 2 рубля при сохранении затрат на зарплаты, но росте стоимостей аренды, закупок и других необходимых расходов.

В итоге вместо текущих 10 рублей предприниматель получит 5-6 рублей реальных доходов, в зависимости от количества сотрудников и уровня заработных плат на предприятии.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

0

Рекомендуемые материалы

Ольга Чижевская
«Эйджизм устарел»: привлекаем сотрудников 50+ и успешно интегрируем в коллектив

По данным многочисленных исследований, в том числе доклада ВОЗ The Global Report on Ageism (Глобальный доклад о проблеме эйджизма. ВОЗ, 2021), составленного по результатам опроса в 57 странах, с проблемой негативного отношения в связи с возрастом сталкивался каждый третий участник опроса. В то же время современный опыт показывает, что продуктивнее всего работают смешанные команды, и бизнес, идущий в ногу со временем, уделяет все больше внимания соблюдению возрастного разнообразия в офисе. Почему нам сегодня так важны сотрудники 50+ и как их «вписать» в коллектив, если он, преимущественно, молодой, обсудили с Ольгой Чижевской, бизнес-тренером, исполнительным директором Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии», директором ООО «Подиатр».