3 способа привлечь специалиста, который не ищет работу
Как начать диалог со специалистом, которому вы хотите предложить вакансию, как снизить дискомфорт и какие подбирать слова, чтобы не отпугнуть собеседника, порталу рассказала Ольга Позднякова , директор по персоналу департамента розничных продаж ООО «ТД «Аскона». Она также поделилась историей, как компания сумела привлечь специалиста, сначала отказавшегося от вакансии.
- Ольга, могут ли помочь обратиться к специалисту специальные уловки или рекомендуете действовать прямо?
- Прежде всего, выбор тактики зависит от нескольких факторов – как вы вышли на этого специалиста, каковы условия его текущего контракта и насколько ваше предложение потенциально интересно. Конечно, идеальный вариант, если это ваш знакомый, несколько разочаровавшийся в текущей работе, а у вас предложение работы-мечты. Тогда можно уверенно действовать напрямую. Во всех остальных случаях стоит действовать мягко и тактично.
Существует несколько приемов, которые помогут сделать переговоры с потенциальным кандидатом более эффективными и комфортными:
1. Объясните, почему вы обращаетесь к человеку
Найдите лаконичные слова, объясняющие ваше обращение. Не стоит льстить – чтобы расположить к себе специалиста, достаточно короткой фразы, подчеркивающей признание компетентности в нужной вам сфере.
Если совсем нечего сказать, можно задать уточняющий опрос – «Вы ведь эксперт в данной области, не так ли?»
2. Расскажите о имеющейся вакансии, не делая предложения
Не стоит начинать диалог со слов – «Может, вам будет интересно…», «Рассмотрите нашу вакансию» и т.п. Расскажите о том, что вы ищете специалиста под определенные задачи. Кратко обозначьте основные преимущества вашего предложения, не утаивайте недостатки.
3. Спросите, знает ли этот человек кого-то, кого может заинтересовать данное предложение
Этим вы одновременно решаете несколько задач: подчеркиваете ценность экспертизы того человека, к которому вы обращаетесь, расширяете круг возможных кандидатов, получаете лояльного к вам человека, который будет помнить о вашем предложении.
Даже если собеседник не сможет никого вам предложить – будьте уверены, он «примерит» предложение на себя и расскажет о нем как минимум нескольким свои знакомым. В любом случае, такой стиль общения позволит вам обращаться к такому человеку неоднократно.
Читайте также: Лжец, лжец. 5 признаков работодателя-обманщика
- Как советуете начинать общение?
- Скажите, что контактом этого человека с вами поделился общий знакомый. Еще один возможный вариант – уточнить, что вам его порекомендовал авторитетный в профессиональных кругах специалист. Если вы познакомились на встрече или конференции – это отличный старт: подобное начало диалога поможет снизить дискомфорт в первые минуты общения. Однако не стоит злоупотреблять доверием собеседника: используйте эти приемы только в том случае, если это на самом деле так.
Кроме этого, всегда можно позвонить и попросить рекомендации на какого-либо сотрудника. Здесь уже легче найти общие точки контакта – запрашивать рекомендации можно на специалистов любых подразделений.
- Как правило, истории поиска специалистов, не искавших работу, полны "героизма" рекрутеров - то обвели вокруг пальца секретаря, то нашли способ "поймать" человека в нестандартной обстановке. Какие у вас есть примеры из вашей практики?
- У нас есть несколько совершенно потрясающих ситуаций, расскажу про одну из них. Нам нужен был специалист, мы вышли на него с предложением, но получили отказ.
В дальнейшем мы объявили тендер на необходимые нам услуги в этой сфере, и к нам приехал именно этот специалист как представитель компании-контрагента. В процессе диалога выяснилось, что наши задачи для него очень интересны с профессиональной точки зрения, у него буквально «загорелись» глаза.
При этом услуги подрядчика оказались слишком дорогими, мы отказались. А на следующий день кандидат перезвонил сам и заявил о готовности ради таких задач перейти к нам. Так мы получили эксперта в команду.
- А как рекомендуете преодолеть психологический барьер - перед тем как обратиться к человеку, который не просил о контакте с вами?
- Дискомфорт возникает, когда вы пытаетесь «продать» вакансию. Появляется ощущение, что вы как будто навязываетесь человеку. В таких ситуациях нередко присутствует страх, что вам грубо ответят.
Решите для себя, что вы обращаетесь к эксперту из нужной вам отрасли за рекомендациями, то есть ничего не продаете, просто спрашиваете совет. Вы же не испытываете стресс при обращении к аптекарю за рекомендацией лекарства? Здесь та же ситуация.
- Насколько юмор и нетривиальный способ общения может помочь?
- Чувство юмора – это прекрасно. Хорошая шутка может растопить лед в любом общении. Но шутить стоит только тогда, когда вы уверены, что шутите хорошо и уместно.
Не уверены? Лучше сохранить дружелюбно-деловой стиль общения.
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна
Что Вы думаете об этом?