Публикации/Авторское мнение/8 признаков специалиста, который будет плохим наставником/

8 признаков специалиста, который будет плохим наставником

От правильного выбора наставников зависит в конечном счете успех всего предприятия. Промахнетесь – проиграете. Любопытной метрикой, которая позволит взять в наставники самых подходящих людей,  с порталом HR-tv.ru поделилась Ксения Поплавская, HR-директор сети World Gym в России.

8 признаков специалиста, который будет плохим наставником, World Gym, Ксения Поплавская, поддержка, наставник, научить, наставничество, желание слушать, обучение, опыт, мудрость, школа наставничества, процесс передачи, плохой наставник, нет времени, желание учиться, профессионал, самообразование, инновационные идеи,

Итак, у вас есть задача: подобрать наставников. Важно найти на эту роль такого сотрудника, который был бы не просто «мудрым и опытным», а сумел бы выстроить взаимодействие с наставляемым таким образом, чтобы через доверительные отношения максимально эффективно и быстро помочь раскрыть потенциал молодому специалисту. Таким образом, наставничество должно сократить адаптацию нового сотрудника, чтобы тот как можно раньше начал работать на финансовый плюс компании.

Читайте также: Хватит брать чужих, научим своих! Что дают новые возможности онлайн-обучения

Внутренняя школа наставничества – это возможность выстроить процесс передачи накопленных технологий, компетенций, опыта, сохраняя все это внутри компании. Одним словом, наставничество - это адекватная и работающая система для любой индустрии.

Как начать поиск

Реализовать задачу поиска наставника возможно только проведя разведку боем. Поэтому собираемся и выходим в поля.

Казалось бы, столько хороших и профессиональных сотрудников в компании. Но все ли могут подойти на позицию наставника? Скорее нет, чем да. Кто-то не дотягивает по профессиональным компетенциям, кто-то по личностным характеристикам, у кого-то нет свободного времени, кто-то слишком «звездный», чтобы быть наставником.

У каждого можно найти «изъяны», но давайте подойдем к поиску наставника более системно и определим признаки специалиста, который точно будет плохим наставником.

В статье я поделюсь своим внутренним списком установок, которые должны быть у сотрудника, которого хотим видеть на позиции наставника.

С моей точки зрения, отсутствие этих установок автоматически переводит в ранг «плохих» наставников.

Внутренне я для себя обозначила вот такое колесо, которое содержит полярные установки.

При наблюдении в полях я внимательно мониторю тех, кого планирую пригласить на позицию наставника и по шкале от 1 до 10 отмечаю степень выраженности той или иной установки.

Коллеги, я понимаю, что мой опыт, возможно, вам покажется не идеальным, а список установок спорным. Безусловно, это одна из версий, которую я для себя освежаю по мере необходимости. На сегодня это выглядит так.


Прокомментирую каждую позицию.

Есть время – Нет времени. Самое первое, с чего я начинаю поиск. Если сотрудник сильно загружен рабочими задачами и у него объективно нет времени на наставничество, то определенно не стоит его насиловать. Из этого не выйдет ничего хорошего.

Наставничество - это отдельная задача. Общение в рамках программы наставничества требует времени. Если его нет, то выстроить взаимоотношения «на бегу», «в лифте», «на перекуре», «за кофе» - это не тот вариант. Наставник должен целенаправленно выделять на общение с подопечным время, и на первых порах этого времени будет затрачиваться достаточное количество.

Установка на желание учиться – Установка на моно образование. Если наставник ориентирован на одно образование, которое он получил в студенчестве и считает, что его достаточно, чтобы чувствовать себя профессионально уверенно, то это, на мой взгляд, не наш кандидат. Сегодня, чтобы чувствовать себя профессионально на плаву, нужно учиться постоянно. Да, постоянно.

И установка на самообразование у кандидата в наставники должна быть четко выражена. Транслятор знаний, кем и выступает наставник, постоянно обновляет свои хранилища знаний и старается использовать инновационные идеи. Без этого наставник будет передавать устаревшие отжившие технологии, что само по себе бессмысленно.

Установка на желание слушать – Установка на монолог. Если будущему наставнику свойственен стиль «радио» или «говорящей головы», то, возможно, наставничество перерастет в моноспектакль, где наставник играет главную роль. Только должно быть зеркально обратно. Наставник превращается в одни большие уши и вслушивается в то, что говорит ему молодой коллега.

И важно услышать не только ответ на вопрос, но и полупрозрачные намеки на возможное беспокойство и опасения, на установки, мешающие двигаться вперед более уверенно. Да, это непросто! Особенно, когда опыт будто дает тебе право на долгие «как правильно». Установка на желание слушать идет в связке с еще одним ценным качеством наставника – умение задавать правильные, продвигающие вопросы, вопросы, наполненные смыслом и желанием размышлять.

Поэтому наставнику рекомендуется иметь хотя бы стартовое представление о том, как формулировать вопросы, чтобы сами вопросы, а, точнее, поиск ответов на них, развивал и стимулировал к развитию.

Установка на желание научить – Установка на желание дать инструкцию. Эта опция также напрямую связана с предыдущей. Дать инструкцию куда проще: «Делай раз, делай два, делай три!». Но важно, чтобы умение и знание закрепилось в голове и в руках, научить не следовать инструкции, а научить видеть причинно-следственные связи.

Почему одно действие имеет такие последствия, а другое – такие. И такой путь научения гораздо кропотливее и длительнее, но эффект в разы фундаментальнее.

Эмоциональный интеллект – Слабо развит эмоциональный интеллект. Об эмоциональном интеллекте сейчас много говорят и говорят вполне справедливо, что развитый эмоциональный интеллект помогает и руководителю, и наставнику, и тем, кто работает в связке «человек-человек» более аккуратно выстраивать общение с партнером.

Видеть, понимать и откликаться на актуальное эмоциональное состояние партнера, реагировать адекватно на его переживания – важная внутренняя задача наставника.

Установка на поиск возможностей – Установка на поиск причин. Для меня это больше личностная характеристика. Если сам наставник ориентирован по постоянный поиск ответов: «Почему не получилось», то такая позиция будет разрушающе действовать и заражать наставляемого.

В итоге мы можем получить не продвинутого специалиста, а ищущего оправдания и тормозящего процессы работника.

Установка на поддержку – Установка на критику. На первых порах сотруднику, пришедшему на работу в новый коллектив, в новый спектр задач, приходится достаточно сложно. Период адаптации у каждого человека индивидуален, но общим является то, что всем в этот период крайне важно ощущать поддержку.

И эта поддержка может выражаться в разных формах: от улыбки до совместных обедов.

8 признаков специалиста, который будет плохим наставником, World Gym, Ксения Поплавская, поддержка, наставник, научить, наставничество, желание слушать, обучение, опыт, мудрость, школа наставничества, процесс передачи, плохой наставник, нет времени, желание учиться, профессионал, самообразование, инновационные идеи,

А когда в и без того стрессовой ситуации освоения нового сотрудник получает в ответ на свои действия замечания и «опять не так», это автоматически увеличивает градус напряжения и внутреннего - по отношению к своей квалификации, и внешнего - по отношению к компании.

Если наставник владеет техникой передачи обратной связи, тогда вероятность того, что он сможет мягко корректировать действия подопечного, без рывков и истерик, без бичевания, процесс освоения и перенятия будет идти комфортнее.  

Уважение к другому – Установка на непринятие личности другого. И в финале, но с грифом «обязательно». Без комментариев.

Читайте также: 9 принципов успешного развития сотрудников от «Лаборатории Гемотест»

Таким образом, пользуясь колесом, мы мониторим сотрудников компании и ищем тех, кто является носителем этих характеристик. Конечно, как приоритет, так, собственно, и наполнение, может быть разным, исходя из ценностей вашей компании. Но важно запомнить, что нет ничего неважного.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

 

 

 

Добавлено 07 декабря 2017




Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Партнёры

© 2012—2017 Информационно-аналитический портал HR-tv.ru. Все права защищены. Материалы ресурса являются собственностью компании.

Размещение видеороликов, статей и иных материалов на сторонних ресурсах возможно при однозначном указании источника (активная ссылка обязательна!). На регулярную и массовую републикацию материалов требуется разрешение редакции.

info@hr-tv.ru
Разработка сайта — группа «Энерго»


Яндекс.Метрика
Закрыть
  • Новые бизнес-мероприятия
    Новые видеоматериалы
    Главные материалы недели
  • Мужчина

    Женщина

Принять участие